Двадцатое праздничное послание святого Афанасия

В консульство Филиппа и Салии, во дни того же Нестория епарха, в шестой год индиктиона, когда воскресенье (Пасхи) было в третий день апрельских нон [1], то есть восьмого Фармуфа, эры же Диоклитина в шестьдесят четвертом году [2], в восемнадцатый день луны.

1) И теперь будем праздновать Пасху, братия мои! Подобно тому, как некогда Господь наш ученикам Своим, так теперь и нам наперед возвещает Он: чрез несколько дней будет Пасха, в которую иудеи предали Господа смерти, а мы празднуем смерть Его, радуясь тому, что мы после скорби получаем успокоение, что, быв до того времени в рассеянии, немедля собираемся вместе; что, быв прежде потерянными, мы снова обретены, быв прежде в удалении, теперь стали близкими, что, быв прежде чужды Тому, Кто за нас страдал и был пригвожден ко кресту, впредь принадлежим Ему, — Ему, Который грехи наши понес, как говорит Пророк (Ис. 53, 4), и ради нас претерпел скорби, чтобы от всех нас удалить болезнь, печаль и воздыхание. Когда мы жаждем, Он утоляет нас в сей самый праздник, стоя и возглашая: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиеm (Ин. 7, 37). Ибо в том и сказывается всегда любовь к Нему святых, что они никогда не медлят, но без принуждения приносят Господу непрестанную жертву и всегда жаждут и просят у Него питие; Давид воспевал так: Боже, Боже мой, к Тебе, утренюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся Тебе (Пс. 62, 2, 3). Пророк Исаия говорит: от нощи утренюет дух, мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя (Ис. 26, 9); некто другой говорит: возлюби душа моя возжелати судьбы Твоя на всякое время (Пс. 118, 20); и он же говорит опять: на судьбы твоя уповах, и сохраню закон Твой выну (Пс. 118, 43, 44). И еще восклицает он с дерзновением так: очи мои выну ко Господу (Пс. 24, 15), а вместе с тем говорит он же: поучение сердца моего пред Тобою выну (Пс. 18, 15); Павел же снова дает совет: всегда благодарите, непрестанно молитесь (1 Сол. 5, 18, 17). Tе, которые всегда так назидают себя, могут иметь твердое упование на Господа, говоря: поженем еже уведети Господа, яко утро готово обрящем Его, и приидет нам яко дождь ранний и поздный земли (Ос. 6, 3). Но не утром только изливается Он на них и не тогда только дает им питие, как скоро они просят о том; но преизобильно, по Своему великому человеколюбию, во всякое время дарует им благодать Духа. А откуда то, чего они жаждут, о сем Он присовокупляет тотчас, говоря: веруяй в Мя (Ин. 7, 38). Ибо как холодная вода приятна для жаждущего, по словам Книги Притчей (Прит. 25, 26), таково же и для верующих в Господа пришествие Духа, — гораздо более приятно оно, чем всякое другое наслаждение и удовольствие.

2) Подобает также и нам, чтобы мы, особенно во дни праздника Пасхи, утренневали вместе со святыми и от всей души, в чистоте тела, приступали к Господу с благодарением и благоговейной верою в Него; дабы мы, если с настоящего времени начнем пить и сим Божественным питием, от Него исходящим, будем совершенно напоены, возмогли и на небесах сесть за трапезу вместе со святыми и принять участие в том же торжестве и той же радости; к каковым грешник не имеет никакого влечения и по справедливости будет извержен, услышав следующее: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна (Мф. 22, 12)? Конечно, и грешники жаждут, но не благодати Духа; поелику они подстрекаются лукавым, то будут совершенно попалены страстями, как об этом говорится в Притчах: весь день они услаждаются злыми похотями (Прит. 21, 26)! А Пророк взывает против них, говоря: горе востающим заутра, и сикер гонящим, ждущим вечера: вино бо сожжет я (Ис. 5, 11I); предаваясь сами распущенности, они начинают жаждать и гибели других. А как первые пьют воду лжи и неверия, то Пророком дается на них знамение: язва моя тверда, говорит он, откуду исцелюся? бысть мне яко вода лживая, не имущая верности (Иер. 15, 18). И вторые, поелику пьют вместе с своими сообщниками, искажают и повреждают разумение истины и отвращают от нее простодушных. И для чего же возглашает (Пророк): горе напаяющему подруга своего развращением мутным, и упоявающему, да взирает к пещерам их (Авв. 2, 15)? А они, лицемерствуя и скрадывая истину, спокойны в сердце своем, наперед утоляя жажду (из источника лжи) и повторяя то, что в Притчах говорит блудная жена: хлебом сокровенным в сладость прикоснитеся, и воду татьбы сладкую nийme (Прит. 9, 17). Они устрояют засаду в сокровенных местах, ибо не имеют той свободы добродетели и того дерзновения мудрости, которая во исходе поется; не имеют того дерзновения, которое возвышает голос на распутиях, громко взывает с высоты стен (Прит. 8, 3); потому повелевается им приятно вкусить, что их стремление обращено к обману и страсти, когда они похищают сладость истины и притом так, что их собственную горькую воду по вине их злобы, которая так легко обнаруживается, стараются скрыть. Для сего и волк надевает овечью одежду; но снаружи покрашенные гробы вводят в заблуждение. Так и Сатана...


[1] 3 Апреля.

[2] 348 по Р. Хр.