90

Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей.

Содержание: В псалме восемьдесят девятом изобразив обращение народа иудейского, как и естественно следовало, вводит в настоящем псалме лице тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т. е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: (5) страхом нощным, стрелою летящею во дни, (6) вещию во тме преходящею, срящем и бесом полуденным, (7) тысящами и тмами, (13) аспидом и василиском, львом и змием. И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу.

(1). Живый в помощи Вышняго. Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и пособие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного? В крове Бога небесного водворится. Кто пребывает в сей помощи, тот всегда будет покрываем и охраняем.

(2). Речет Господеви: заступник мой еси. Кто же речет это Господу, кроме человека, который на Него возложил упование и на Нем утверждается в деле своего спасения?

(3). Яко Той избавит тя от сети. Предуведомляет, что этим означаются сопротивные силы.

(4). Плещма Своими осенит тя. Поскольку человек Божий сказал, что сам Бог избавит его от сети ловчи и от словесе мятежна; то Дух пророческий, ободряя и умащая его к духовному мужеству, ответствует: плещма Своима осенит тя. Яснее сказать: укроет тебя под сенью крыл Своих, защитит тебя оружием; после чего ни одна сопротивная сила не сделает тебе вреда.

(5). От стрелы летящия во дни. Стрелою наименовал теперь какую-то нечистую силу.

(6) От сряща и беса полуденного. Бесом полуденным называет духа лености (akhdiaV).

(7). Падет от страны твоея тысяща. Словом «страна» означает собственно левую сторону, и справедливо; потому что с этой стороны, как говорит, злоумышляют тысячи, а с правой — десятки тысяч. Ибо, что право в делах наших, что крепко и чудно в добродетелях, к сокрушению того устремлено множество лукавых сил.

(8). Обаче очима твоима смотриши. Не потерпишь, говорит, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих.

(9). Вышняго положил еси прибежище твое. Дух человека Божия и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога.

(10). Не приидет к тебе зло; потому что порочное свойство приходит извне, а добродетельные качества имеют основание внутри нас. Сотвори Бог человека праваго; а он, взыскав помыслов лукавых, извне привлек в себя злобу (Еккл. 7, 30). И рана не приближится селению твоему. Повелевает благодушествовать, потому что не случится с ними ничего неприятного, как скоро уверятся, что к верующим в Бога помощником посылается Ангел.

(11). Яко Ангелом Своим заповест о тебе. Это сказал и во псалме тридцать третьем: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их (Пс. 33, 8). Но послушаем, что говорит и патриарх Иаков: Ангел, иже мя избавляет от всех зол (Быт. 48, 16). И великий Авраам в ободрение рабу своему говорит: Бог послет Ангела Своего пред тобою, и поймеши жену сыну моему Исааку оттуду (Быт. 24, 7). Поэтому, отовсюду познаем, что Бог всяческих чрез Ангелов охраняет возложивших на Него упование. Сохранити тя во всех путех твоих. Кто ни в чем не претыкается, тот охраняется во всех путях своих.

(12). Да не когда преткнеши о камень ногу твою. Словом «нога» означает душу, а словом "кaмeнь" — грех.

(13). На аспида и василиска наступиши. Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими; почему, без всякого опасения, будешь попирать главы их.

(14). Яко на Мя упова, и избавлю и. Вводит лице самого Бога, Который в награду веры обещает спасение. Это наконец изрек Бог всяческих, научая, каков плод упования. Избавлю его, говорит Бог, от всех видимых и невидимых злоумышлений, оградив упованием на Меня; для этого буду сохранять его, услышу призывающего, и прииму прошение. Покрыю и, яко позна имя Мое. Не только от злоумышляющих избавлю рабов Моих, но и дарую им нескончаемую жизнь, сподоблю их спасения Моего. А спасение наше — Иисус Христос, Который вводит нас в новый подвиг и уготовляет к воцарению с Ним.

(15). Воззовет ко Мне, и услышу его. Воззвав же ко Мне велегласием души, обретет Меня внемлющим ему и соизволяющим на прошение его; потому что Я всегда с ним, хотя бы он был и в напасти.

(16). Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. А спасение это — сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним.