ПОУЧЕНИЕ 93-Е [1].

В неделю седьмую.

О том, что иноки не должны ума своего прилеплять к житейским и тленным вещам мира сего, но простирать оный к высшим и бессмертным.

Братия и Отцы! Дни наши протекают и проходят, как часы, недели как дни, месяцы как недели, а годы как месяцы: протекающий таким образом год всех влечет к смерти и к последнему дню явления Господа нашего Иисуса Христа; в этот день судный, вся нага и объявлена явятся дела наши пред очима Его, как говорит Божественное Писание (Евр. 4, 13). Что же всуе мятется человек? Что царь уповает на богатство и на золото свое? Что сильный и хищник гордится и хвалится стяжаниями и пастбищами? Что пристрастный к богатству и сребролюбец надеется на сокровища свои? Что сластолюбец ненасытно прилепляется [2] ко греху; — между тем как всякий день должно бы плакать и рыдать, и по возможности очищаться, пока еще не настал суд смертный, дабы избежать гнева, грядущего на сыны непокоривыя? Сии елика убо не видят, хулят, елика же по естеству яко безсловесная животныя ведят, в сих сквернятся. Увы и горе им, яко в путь Каинов поидоша, и в лесть Валаамовы мзды устремишася, и в пререкании Корреове погибоша (Иуд, ст. 10, 11). Опасаюсь я, как бы эти слова, порицая тех, не уничижили и вас, мнящих о себе нечто. Ибо если один домогается отцовского наследства, и для сего предпринимает дальний путь, а другой заботится и подвергается злостраданиям до смерти для того, чтобы приумножить свое богатство; иной же по лихоимству и не по монашески понуждается к приобретению того и другого; то не достойны ли таковые того же осуждения? Даже более, — те могут иметь некоторую, хотя и слабую отговорку, так как должны заботиться о женах и детях; а вам, инокам отрекшимся мира и того, что в мире, и приемшим единый крест, что остается сказать в оправдание себя? Ничего. Не большей ли казни и муки достойны вы, когда делаете тоже, что и миряне? Ибо Писание говорит: сильнии сильне истязани будут (Прем. Сол. 6, 6); и емуже предаша множайше, множайше просят от него (Лук. 12, 48), как-то: от иерея и епископа. Сынове человечестии, доколе тяжкосердии и нераскаянны; вскую любите суесловие и глаголете лжи (Псал. 4, 3) во все время жизни вашей? Посему и говорит еще Давид погубит Господь вся глаголющия лжу (Псал. 5, 7). Мы изобретаем отговорки во извинение наших греховных страстей, и выставляем причиною их гонение, которое нисколько в этом не виновно.

Но воззрите на древние роды, и видите, как вопиет и взывает Слово Божие, говоря: кто верова Господеви, и постыдеся, или кто пребысть во страсе Его, и оставися (Сир. 2, 10)? Не оставил ли Патриарх Авраам, по повелению Божию, дом и отечество свое, и потому сделался отцем многих народов? Не с одним ли жезлом Патриарх Иаков удалился в Месопотамию, и однако оттуда возвратился богатым? Не был ли продан и отведен в Египет Иосиф прекрасный, но из раба сделался равным царю? Не был ли гоним Пророк Илия злою Иезавелью, и не имел при себе даже сумы для хлеба, и вот ворон питает его? Не нагими ли и безоружными блаженные Апостолы вышли на проповедь, как на страшную брань, и однако победили и покорили вселенную? И сами вы, братия, в эти прошедшие годы, не подвергались ли изгнаниям и разграблениям, и однако видели неложность Божиих обетований? Откуда же это непостоянство в нас? Отчего это малодушие и безумие? Оттого, как мне думается, что мы забыли благодеяния Божия, как некогда Евреи, и искушаем Бога, якоже нецыи от них искусиша (1 Кор. 10, 9). Но что говорит о них Бог? Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем (Псал. 94, 10). Смотрите, братия, как бы и нам не услышать того же от Бога за то, что мы, подобно Евреям, неблагодарны, хотя успокоены во всем, в чем имеем потребность. От сего ноги наши не имеют покоя, и мы ходим туда и сюда подобно Египтянкам; от сего между нами бывают суды и споры, как у язычников. От сего бывает то, что мы живем особняком, а не вкупе с братом; если же с братом, то для виду и лицемерно, а не но произволению. Ибо как может отсечь свою волю и быть нестяжательным тот, кто имеет при себе любезную подругу — сребролюбие? С нею пожелает ли он стяжать единодушие с братиями? Никоим образом. Горе таковым; ибо они, как непотребные, подвергнутся мучению. Говорил я это не о вас, братия мои, и не о тех, которые здесь или в другом месте проводят богоугодную жизнь, но о тех, которые живут нерадиво и законопреступно. Помолимся о них к Богу искреннею молитвою, чтобы, хотя поздно когда-либо, им право шествовать, и достигнуть лучшего, дабы ни один раб Божий не погиб, но дабы всем нам спастись, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


[1] См. Патрологию, том. 99, стр. 665.

[2] Добавл. с Латинск. inhaertat.