ХРОНИКА ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ

Элладская Церковь.

18 ноября 1977 года в афинской больнице «Агиос Саввас» скончался почетный профессор богословского факультета Афинского университета Панайотис Трембелас. Он родился в 1880 году. По окончании богословского факультета с 1911 по 1959 год был редактором журналов основанных им обществ «Жизнь» и «Спаситель», одновременно занимая должность профессора практического богословия Афинского университета. Это был один из плодовитейших богословов Греции последнего времени, известный церковный проповедник. В последние годы принимал участие во многих всехристианских и всеправославных конгрессах, представляя на них как Восточные Патриархаты, так и Церковь Греции.

Отпевание почившего состоялось в афинском кафедральном соборе в честь Благовещения Божией Матери. Его совершил Блаженнейший Архиепископ Афинский Серафим с 30 иерархами. В слове прощания многочисленные выступавшие, называя профессора Трембеласа новым Златоустом и просветителем нации, подчеркнули огромное значение, какое имели его труды в развитии современной православной богословской мысли.

Одним из красивейших византийских храмов XI века является афинская церковь в честь Божией Матери Скоропослушницы (св. Елевферия). Она находится у северной части нынешнего кафедрального собора города. Возраст церкви определяется формами ее архитектуры. Существует мнение, что она построена в конце VIII века при Августе Ирине Афинской. План церкви прямоугольный. Крыша представляет собой два свода, сходящиеся во фронтоне. Над сводами возвышается купол, поддерживаемый четырьмя сферическими треугольниками с одинаковым количеством колонн. Восточная часть храма заканчивается, как обычно, алтарной апсидой, западная имеет галерею. Стены церкви выложены плитами одинакового размера из находившегося неподалеку языческого храма, а одна треть ее поверхности покрыта мраморными рельефными плитами элли-но-римской, древнехристианской и византийской эпох, взятыми с древних языческих и христианских надгробий. Над главным входом в храм, с западной его стороны, размещен аттический календарь, показывающий начало и конец четырех времен года, 12 аттических месяцев, а также времена полевых работ. Церковь называют также «малой митрополией», «старой митрополией» и «соборной» (греч. «кафоликон»). Во имя св. Елевферии она стала именоваться с 1863 года. Некоторые зарубежные исследователи считают, что церковь построена на месте древнего языческого храма Илитии, богини — покровительницы рожениц. Отсюда и выводят новое название храма. Не исключено также, что оно связано с освобождением Греции от османского владычества (греч. «элефтерия» — свобода). Профессор П. А. Михелис в книге «Эстетика византийского искусства», описывая церковь, говорит, что она являет собой замечательный пример высокого искусства в удивительном сочетании красоты и гармонии.

14 ноября 1977 года колокола монастыря в честь Пресвятой Богородицы и приходских храмов острова Идры, Греция, украшенного флагами и транспарантами всех цветов, созвали верующий греческий народ на большое церковное торжество в честь новопрославленного святого Элладской Церкви — мученика Константина Идрского, пострадавшего во времена иноземного владычества на Родосе. Церковь во имя святого представляет собой трехскатную базилику, удивительно гармонирующую с ландшафтом острова. Она построена над домом, где жил святой мученик, и имеет часовню, зал для приема паломников, гостиницу. Интерьер храма выдержан в византийском стиле. Праздник начался Божественной литургией, которую совершил митрополит Идрский Иерофей в сослужении местного духовенства. Богослужение завершилось крестным ходом при огромном стечении верующего народа.

(«Экклисиастики алифия», 1. XII. 77)

Афинский монастырь Петраки — одна из Ич-торических достопримечательностей столицы. Он построен при византийских императорах Македонской династии. Монастырь строился на холме Ликабет в течение многих лет. Сначала были возведены монашеские келлии, затем церковь в честь Небесных Сил бесплотных. В дальнейшем возникли строения монастыря во имя Предтечи. Во времена иноземного владычества эти места были в запустении. В XVII веке иноки монастыря Предтечи обосновались в обители Небесных Сил бесплотных, где могли проводить более спокойную жизнь. В 1678 году иеромонах врач Парфений Петракис обновил монастырь, и с тех пор он называется в его память монастырем Петраки. Собор обители строился продолжительное время: самая древняя часть — алтарь и собственно храм — относится к X веку, купол и верхние перекрытия — к XV веку. По архитектуре монастырь представляет собой типичную византийскую постройку в плане креста. В XVIII веке значительная часть храма была обновлена. В 1938–1971 годах храм был реставрирован и принял первоначальный облик. Местный монастырский праздник — день памяти святых Архангелов Михаила и Гавриила и прочих Небесных Сил — 8 ноября. Монастырь до нашего времени имеет большое значение в духовной жизни Элладской Церкви.

Институт диаконис в Аттике, Центральная Греция, торжественно отметил двадцатилетие своей деятельности. Служение женщин в Церкви в качестве диаконис восходит к первым векам христианства. В истории византийской Церкви известны такие диаконисы, как Олимпиада, сподвижница святого Иоанна Златоуста, Макрина, сестра святого Василия Великого, Феосевия, супруга святого Григория Нисского, Сильвина, Прокла, Пентадия, Палладия и многие другие. Элладская Церковь, решив возродить давнюю традицию, открыла в 1957 году Институт диаконис. Это деяние Священного Синода было одобрено Центральным Административным Советом «Апостольской диаконии».

Целью Института было готовить кадры церковных общественных работников из женщин в помощь приходским священникам в их пастырской деятельности. С 1963 года назначение Института меняется: его выпускницы осуществляют связь между Церковью и общественными организациями страны. В 1964 году деятельность Института официально признана правительством Греции. За время своего существования Институт подготовил 442 работника. Выпускницы Института трудятся в различных организациях: в Афинской Архиепископии, в митрополиях, в учреждениях различных министерств, в госпиталях, на фабриках и в других местах.

(«Экклисиастики алифия», 16. XII. 77)

На острове Сифнос, на территории местного монастыря Вриси открыт церковный музей. Заботами игумена Амфилохия Хрисолораса музей пополнился многими ценными экспонатами, поступившими из приходских церквей и из частных собраний. Среди них рукописи XII — XIX веков, иконы византийской школы известных и анонимных мастеров XV — XVIII веков, кресты, церковные облачения, христианская эпиграфика византийского периода, коллекции монет и другие экспонаты.

(Газета «Кафолики», № 2007, 6. XII. 77)

Газета «Экклисиастики алифия» («Церковная истина») начала публикацию имен клириков Элладской Церкви, мученически пострадавших за Православие и национальную независимость родного народа. В газете этот перечень получил название «Малой энциклопедии национальных героев — клириков-мучеников». Сложной и трудной была роль Церкви в деле защиты и сохранения древней греческой культуры и Православия. Можно сказать, что оно, это святое дело, началось в тот самый день, когда пал под ударами иноземных завоевателей Константинополь — 29 мая 1453 года. С того момента легенды, произведения поэтов из народа и клира полны печали о случившемся и надежд на лучшее будущее народа. Многочисленна и армия защитников этого будущего, известных и неизвестных. «Бесчисленны они, предпочетшие расстаться с жизнью, нежели отречься от веры отцов, от христианства. Их имена записаны в книге жизни», — писал блаженной памяти Архиепископ Афинский, историк Церкви, Хризостом Пападопулос. Лучшие традиции этих славных воителей, вышедших из среды греческого духовенства и отдавших свои жизни за веру и свободу своего народа, продолжались и в недавние времена фашистского порабощения во время второй мировой войны.

Агафангел — священник из Смирны. Он обвинен был в проповеди христианства. Его схватили и бросили в темный подвал, где он терпел голод, жажду, побои. Шесть месяцев держали его в заточении. После того, как он отказался от предложения отречься от христианства, его привязали вниз головой к дереву, так он и умер. Это произошло 19 апреля 1818 года. В течение 20 месяцев его не снимали с дерева для устрашения христиан. Однажды глухой темной ночью благочестивые христиане, таясь, сняли тело его с дерева и тайно похоронили. За это последовали новые казни. В подвал, где ранее находился мученик, бросили семь греков. Среди них были три священника, имена которых не сохранились.

Агапий, митрополит Димитриадский, и его сподвижники — митрополит Навпактский Гавриил, митрополит Диррахийский Xаритон, митрополит Ларисский Дионисий, афинский старейшина Леонард Филарас, архимандрит Вениамин и другие — приняли активное участие в восстании против османского владычества, которое возглавил Карл II Наваррский, сын Андроника Палеолога, претендент на византийский престол. Их движение потерпело неудачу. Из-за предательства они были схвачены и мужественно и стойко встретили смерть. Их обезглавили 4 декабря 1601 года.

Ангелакис Константин — священник. Расстрелян фашистами 20 апреля 1943 года по обвинению в участии в греческом народно-освободительном движении.

Ангелос — священник из Кротала. Казнен в 1913 году по обвинению в участии в освободительном движении.

Старинный монастырь во имя Святителя Николая на острове Андрос является одним из наиболее почитаемых мест, в особенности для моряков. Монастырь построен в 1540 году на месте руин более древнего монастыря XI века. Хотя монастырь расположен далеко от центра страны, его значение в истории Церкви и греческого народа, бесспорно, велико. В период османского владычества и революции 1821 года монастырь оказал своему народу большую поддержку. В эти годы в монастыре действовали школа, переплетная мастерская, типография. Монастырь располагает большим количеством священных реликвий и различных исторических документов: мощи святых, Патриаршие послания, указы султанов и др. Рядом с монастырем можно видеть руины келлии игумена Самуила, геройски погибшего при ликвидации порохового погреба в обители. Величайшим достоянием монастыря является священная глава св. Николая Нового, Фессалийского. Преподобный Николай Новый имел в миру достоинство герцога Фессалии. В годы правления Льва Исаврянина он оставил светскую жизнь, титул и карьеру и поселился в уединении, проводя время в молитве и доброделании. Однажды на его пустынь напали авары и схватили подвижника. Они требовали, чтобы святой отрекся от своей веры и последовал за ними. За это они обещали ему всякие блага. Но преподобный Николай ответил им: «Ничто на земле не может отнять у меня веру, — и добавил: — То, что хотите делать, делайте скорее». И они сделали свое дело: привязали святого мученика к дереву, били и истязали его, затем обезглавили. Произошло это 9 мая 700 года. Церковь, прославляя святого и поклоняясь его священной главе, воспевает ныне: «Радуйся, Фессалии светильниче светлый, радуйся, Андрский преподобномучениче славный, радуйся, ко Христу о нас ходатаю теплый. Николае».

(«Экклисиастики алифия», 16. XII. 77)