Текст приводится по изданию: "Избранные проповеди святых отцов Церкви и современных проповедников", Благовест, б/г. Репринт с "Сборникъ проповjьдническихъ образцовъ (проповjьди свято-отеческiя и церковно-отечественныя). Въ двухъ частяхъ. Составилъ преподаватель Донской Духовной Семинарiи Платонъ Дударевъ. Второе изданiе, исправленное и дополненное. С.-Петербургъ. Изданiе И.Л. Тузова, Гостиный дворъ, 45, 1912." c.190-192.

Св. Иоанн, архиеп. Константинопольский, Златоуст.

Похвала св. апостолу Павлу.

Кто даст мне ныне прикоснуться к Павлову телу, прильпнуть ко гробу и увидеть прах сего тела, которое восполнило на себе недостаток скорбей Христовых, носило язвы Христовы, повсюду посеяло проповедь! Прах тела, в котором Павел обтек вселенную! Прах тела, чрез которое вещал Христос, чрез которое говорил он пред царями и не стыдился, чрез которое познали мы Павла и самого Владыку его! - Я желал бы видеть прах этих уст, чрез которые Христос изглаголал великие и неизреченные тайны, даже большие тех, какие возвестил сам, потому что чрез учеников как совершил, так и изглаголал Он более, нежели, сам! Чего не совершили благие уста Павловы? Изгоняли бесов, отпускали грехи, заграждали уста мучителям, связывали язык философам, привели сселенную к Богу, убедили варваров быть любомудрыми, преобразовали все на земле, и по собственному изволению пременили вид самого неба, потому что Павел, по данной власти, вязал и разрешал там, кого хотел. - Я желал бы видеть прах не только уст, но и сердца Павлова, которое можно, не погрешая, назвать сердцем тысячи благ, началом и стихиею нашей жизни! В этом сердце был источник, текущий и напаяющий не лицо земли, но человеческие души, из него ночь и день истекали не простые реки, но источники слез. Оно жило новою, а не этою - нашею жизнию. Живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20), говорит Павел. Итак, сердце его было Христовым сердцем. скрижалию Духа Святаго, книгою благодати. Я желал бы видеть прах рук, бывших в узах, - рук, чрез возложение которых Павел подавал Духа и которыми написал он сии письмена: видите, колицеми книгами писах вам моею рукою (Гал. 16, 11), и еще - целование моею рукою Павлею (1 Кор. 16, 21). Я желал бы видеть прах очей, которые не напрасно потеряли зрение, и прозрели во спасение вселенной, еще в теле удостоились видеть Христа, которые видели земное и не видели, созерцали незримое, не знали сна, бодрствовали среди ночей, не терпели того, что делают завистники. Я желал бы видеть прах сих ног, обтекших вселенную и не утруждавшихся, - ног, которые были забиты в колоду, когда поколебались темницы, которые обошли обитаемую и необитаемую землю, и многократно по ней путешествовали (Деян. 16, 24, 26). Но для чего говорить порознь? Я желал бы видеть гроб, в котором положены оружия правды, оружие света, члены ныне живые, но мертвые, как находился Павел в живых, члены, и которых жил Христос, члены распятые миру, члены Христовы во Христа облеченные, храм Духа, члены носящие на себе язвы Христовы. Я желал бы видеть сего духовнаго льва! Как лев дышащий пламенем на стада лисиц, нападал он на скопища бесов и философов, и подобнобыстрой молнии врывался в диавольские полчища. И диавол не мог стоять против него прямо и открыто, но так боялся и трепетал, что как скоро примечал его тень, слышал его голос, бежал далеко. - И смотри, как Павел поощряет и укрепляет подчиненных своих, то говорит Ефесеям: несть наша брань противу крови и плоти, но к началом и ко властем (Ефес. 6, 12), и потом указывает на награду в небесном, говоря, что подвизаемся не из земного, но из неба и небесного, то говорит другим: не весте ли, яко аггелов судити имамы, а не точию житейских (1 Кор. 6. 3).

Размыслив о всем этом, будем мужественны. И Павел, был человек, и он имел одинаковое с нами естество, и все прочее было у него общее с нами. Но поелику явил он великую любовь ко Христу, то взошел превыше небес, и стал с ангелами. Потому ежели и мы захотим хотя несколько вознестись и возжечь в себе этот огонь, то возможем подражать святому апостолу. А если бы это было невозможно, то не восклицал бы Павел: подобни мне бывайте, яко же аз Христу (1 Кор. 4, 16). Итак, не дивиться ему только будем, не изумляться только пред ним, но и подражать ему, дабы по отшествии отсюда удостоиться нам узреть его, и участвовать в неизреченной славе, которую дай Бог получить всем нам по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и вместе Святому Духу слава, держава, честь, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.