[1] Осужденная на одном из соборов секта, практиковавшая непрерывную молитву в ущерб церковной дисциплине и вероучительной догматике.

[2] Cм. II 1, 3; III 1, 7.

[3] Кирилл Александрийский. О поклонении в Духе и истине 1: РG 68, 148 А.

[4] Псевдо-Василий Великий. Против Евномия V: PG 29, 772 D.

[5] Т. e. Святым Духом.

[6] По Паламе, «от Сына» и «через Сына» посылается не Сама третья божественная ипостась (Дух Святой), а ее несотворенная энергия (III 1, 8).

[7] Персами византийцы называли турок (ср. II 3, 4).

[8] Существует отчет на латинском языке о переговорах Варлаама с папой Бенедиктом XII в 1339 г. (PG 151, 1331-1342).

[9] Эта молитва, повторяющаяся в трактатах Варлаама против латинян, позволяет думать, что он сознательно делал текст двусмысленным, допускающим и католическое прочтение.

[10] См. 1 3, 20; 37; II 3, 37.

[11] Феодор — священник влахернской церкви в Константинополе, осужденный при Алексее Комнине.

[12] Дионисий Ареопагит. Послания 2: РG 3, 1068-1069.

[13] Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию о Писании 61: PG 90, 644 D.

[14] СМ. III 1, 2.

[15] Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Титу 6, 5: РG 62, 696.

[16] Василий Великий. Против Евномия 5: PG 29, 772 В.

[17] Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1144 С; Пятьсот глав V 85: PG 90, 1384.

[18] См. III, 18.

[19] О божественных именах II 7: PG 3, 645 В.

[20] Симеон Метафраст. O возвышении ума 1: PG 34, 889 С; Переложение макариевых Бесед V II: PG 34, 516 ВС.

[21] Там же: PG 34, 517 АВ; 892 АВ.

[22] О божественных именах 1 4: PG 3, 592 ВС.

[23] Григорий Назианзин. Послание 101, Кледонию: PG 37, 181 АВ.

[24] Это выражение Платона (Тимей 27 d) Варлаам в свое время применял для характеристики созерцаний исихастов.

[25] Григорий Нисский. О душе и воскресении: PG 44, 104 С.

[26] Григорий Назианзин. Беседы 40, 6: PG 36, 365 A.

[27] Василий Великий. Против Евномия 5: PG 29, 640 АВ.

[28] Ексапостиларий, поемый на утрени Преображения Господня 6/19 августа, и последняя стихира вечерни попразднства Преображения 7/20 августа.

[29] Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1376 CD; 1165 ВС; 1168 С.

[30] См. III 1, 10-11.

[31] Иоанн Дамаскин. Беседа 1 на Преображение 12-13: PG 96, 564 C-565 A.

[32] Песнопения вечерни Преображения.

[33] Иоанн Дамаскин. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 2.

[34] Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933 С.

[35] О небесной иерархии VII 2: PG 3, 208 С.

[36] См. 1 3, 29.

[37] Косьма Маюмский. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 1.

[38] Слова из кондака праздника Преображения.

[39] Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение 12: PG 96: 564В.

[40] Главы богословские и икономические 1, 48: PG 90, 1100 D.

[41] Слова из седальна после полиелея на утрени Преображения.

[42] Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1165 D.

[43] Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии XV 2: PG 3, 328 D-329 С.

[44] Иоанн Дамаскин. Гомилия на Преображение 7; 10; 12; 15-16: PG 96, 557 С; 561 D; 564 C; 569 AB.

[45] Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1 4: PG 3,592 ВС.

[46] Андрей Критский. Гомилия 7 на Преображение: PG 97, 949 С.

[47] Из богослужения вечери Преображения.

[48] Дионисий Ареопагит. О божественных именах II 7: PG 3, 645 A.

[49] Там же, V 2: PG 3, 916 С.

[50] Максим Исповедник. К Марину: РО 91, 268 D.

[51] Дионисий Ареопагит. Послание 2: PG 3, 1068 A-1069 A.

[52] Выражение Максима Исповедника.

[53] Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию 22: РО 90, 324 А.

[54] Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91,1240 С.

[55] Там же: 1076 С.

[56] Там же: 1088 ВС; 1320 В.

[57] Василий Великий. Послания 1 4: PG 32, 229 В.

[58] Неизвестно, кто здесь цитируется.

[59] Этот текст, приписываемый св. Максиму также в 1 3, 20 и III 3, 13, не обнаруживается в его изданных сочинениях.

[60] О небесной иерархии III 3: PG 3, 165 A.

[61] Дионисий Ареопагит. Послания 2: PG 3, 1068—1069.

[62] См. Ill 1, 9; 18.

[63] Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1140 А; 1144 С.

[64] Ср. Ill 3, 3.

[65] Григорий Назианзин. Гомилии, 30, 21: PG 36, 132 В.

[66] Ср. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91,1076 ВС.

[67] Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933 С.

[68] О Святом Духе 26: PG 32, 180 С.

[69] Василий Великий. Против Евномия, 5: PG 29, 772 D.

[70] О Святом Духе 26: PG 32, 180 CD.

[71] Этот текст, не раз цитируемый Паламой, в «Третьем послании к Акиндину» приписан св. Василию, но не найден у него.

[72] Сходные мысли у Григория Нисского. Толкование на Шестоднев: PG 44, 88, и у Иоанна Синаита. Лествица 26: PG 88,1033

[73] Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1144 ВС.

[74] Дионисий Ареопагит. Таинственное богословие I 1: PG 3,997 В.

[75] Ср. Максим Исповедник. Сто глав против гностиков, 2, 83: PG 90, 1164 В: «Ум Христов... приходит не через лишение нашей человеческой умственной способности».

[76] Макарий-Симеон. О свободе ума, 23: РО 34, 957 В.

[77] Василий Великий. Против Евномия, 5: PG 34, 957 В. Ср. Быт. 18,27.

[78] См. выше § 36 и прим. 76.

[79] См. выше § 35 и прим. 73.

[80] См. выше III 1, 9 и прим. 17.

[81] См. выше § 36 и прим. 77.

[82] Василий Великий. Беседа 2 на Шестоднев 5; 8: PG 29, 40 С; 52 В.

[83] Григорий Назианзин. Беседы, 44, 3: PG 34, 609 ВС.

[84] См. Ис. 58, 8. В сохранившемся толковании Иоанна Златоуста на книгу пророка Исаии приводимого Паламой текста нет.