А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Щ  Ю  Я


1099. Повесть об Елисее, ученике аввы Исаии

Поведал авва Елисей, ученик аввы Исаии: «В юности приключилась со мной болезнь, от которой я находился при смерти. Отец, прилагая особенное старание о моем излечении, ежедневно приглашал ко мне врачей. Врачи, потрудившись много, ни в чем не преуспели и, наконец, сказали отцу: «Юноша умрет прежде истечения трех дней». Отец мой, услышав это, был поражен скорбью. Обливаясь слезами, он поспешил в церковь святого евангелиста Марка и нашел там, как после рассказывал, престарелого монаха. Увидев отца печальным, монах спросил: «Что с тобой, господин Прокопий? О чем скорбишь?» Отец отвечал: «Тот, Кто открыл тебе мое имя, откроет и причину моей печали». Старец сказал: «Пойдем в твой дом». Старец, придя в наш дом, посмотрел меня и сказал отцу: «Приведи свою супругу». Мать моя была христолюбива и монахолюбива, отец же ненавидел монахов. Старец сказал ему: «Бог ищет от тебя исполнения трех заповедей, и если соблюдешь их, то Он дарует жизнь твоему сыну». Отец мой сказал: «Свидетельствую святым евангелистом Марком исполнить то, что ты мне заповедуешь». Старец сказал: «Вот уже пятнадцать лет, как ты прелюбодействуешь и блудодействуешь, оскверняя ложе своей жены, за это Бог посек преждевременной смертью пятерых твоих детей. Во-вторых, этого юношу не сочетай браком, но предоставь ему возможность вступить в монашество. В-третьих, с арианами и феодосиянами не будь более в общении». Отец мой сказал ему: «Сохраню слова твои во все дни моей жизни». Старец помолился, и я выздоровел на третий день. После этого я прожил у отца три года. По их истечении отец обручил меня с племянницей жены начальника. Когда отец приготовлял все нужное к браку, лютый бес привязался к обрученной со мной отроковице и начал немилосердно мучить ее. Ее родители и мой отец в продолжение семнадцати месяцев водили ее везде и всюду по церквам, подавая милостыню, даже обращались к волхвам и чародеям, но нисколько не преуспели; девица пришла в худшее состояние. С общего согласия и совета они привели ее к отцу Макарию. Туда пошел и я, и мой отец. Старец, взяв елей и сотворив молитву над ним, повелел матери девицы омыть ее и потом помазать елеем с головы до ног. Когда она была помазана, то бес начал взывать: «Горе, горе!» Выйдя из отроковицы, он напал на меня и в семь крат сильнее мучил меня. Так я провел тридцать дней, жестоко мучимый бесом. И вот приходит тот старец, который прежде разговаривал с моим отцом и исцелил меня от болезни. Отец, увидев его, убежал от него. Старец, взяв меня, привел в свою келлию. Проведя всю ночь в молитве и коленопреклонениях, он отогнал беса от меня, потом остриг волосы на моей голове, облек меня в монашеский образ и вручил авве Исаии. Авва Исаия имел и другого ученика, по имени Петр. Прожил я у аввы девять месяцев. Отец мой, услышав о случившемся, послал ко мне четырех слуг с восемью верблюдами, груженными всякого рода съестными припасами, послал и письмо. Взяв письмо и прочитав его, я заплакал. Отец Исаия, увидев письмо, отнял его и разорвал. Когда же я вознегодовал на него, старец начал меня укорять в присутствии слуг моего отца. С этого часа объял меня бес ненависти, я не мог ни видеть старца, ни слышать его голоса, я смотрел на него как на скомороха, слова его казались мне стрелами, обоюдоострым мечом. Стоя с ним на молитве и бдениях, я проклинал его. От великой ненависти и омерзения, которые питал к нему, я несколько раз вставал ночью, чтоб убить его, но останавливался, опасаясь жившего с ним его ученика Петра. Старец не переставал наставлять меня, иногда увещая, иногда и угрожая. Когда я шел причащаться Святых Тайн, то он мне запрещал и отгонял с укоризнами. Также отлучал меня и от трапезы, говоря: «Не дам тебе пищи, пока не скажешь: «Согрешил я, прости меня». Но я делал все наперекор: крал и ел тайно. Когда старец стоял на молитве, я сидел; когда он упражнялся в бдениях, я спал; когда он плакал, я смеялся. Настолько я был послушлив бесу! Бес начал мне показывать неподобные мечтания на старца в сновидениях. Я, несчастный, верил этим мечтаниям, а потом начал часто наяву видеть то, что прежде представлялось мне во сне. Таким образом, вкралась в меня доверенность к скверным и нечистым помыслам на старца, истекавшим из моего сердца и смущавшим меня, и я стал соглашаться с ними. Бесы внутренне смущали меня помыслами, а извне являвшимися мне привидениями возбуждали во мне ярость, гнев и огорчение. Бес гордости, или, лучше сказать, погибели, сделался моим учителем. Чему он научал меня тайно и сокровенно, то начал я произносить перед всеми. Я говорил в горести: «Кто этот льстец и лицемер низкого происхождения? Я, будучи происхождением из такого-то города и такого-то рода, сын благородных, богатых родителей, имеющих столько разного скота, сделался учеником, или, в сущности, рабом! Предстою ему как слуга, подаю воду на руки, приготовляю трапезу, ношу воду, собираю дрова, работаю как раб! Он бы должен для меня работать и повиноваться мне, а не я ему! Сколько неприятностей, огорчений, скорби и печали, укоризн и бед я потерпел от него! Сколько он принуждал меня алкать, жаждать, бдеть и лежать на голой земле! Сколько он меня уничижал! Сколько сделал мне зла!» Когда бес внушал мне это, я все более и более предавался гневу, почитая себя обиженным, много пострадавшим. Помысл говорил мне: «Уйди от проклятого и пребывай наедине в келлии, подобно всем отцам, он — не монах и не христианин». От таких помышлений я начал снова видеть сны о старце, будто он играет с женщиной и скачет перед кумирами. Вверившись снам, я утвердился в мысли, что старец — враг Божий и друг бесам. Вдали от скита, на расстоянии девяти стадий, было эллинское капище, посреди которого стоял мраморный кумир. Старец имел обычай каждую субботу выходить из скита и, сидя в капище, предаваться плачу; были там и гробы язычников. И показывалось мне во сне не один раз, что старец приносит жертву и поклоняется идолам, а я почитал сны эти истинными. Однажды, в час, когда старец обыкновенно уходил в капище, опередив его, я вышел из келлии и спрятался внутри капища в кустарнике. Вижу, идет старец, впереди него женщина. Женщина вошла, вижу, она молится и поклоняется идолу. Когда она окончила молитву, вижу, старец пришел, поклоняется идолу, целует жену и впадает с ней в любодеяние. Потом старец возвратился в скит, а жена — на луг. Это видел я семь раз ясно и, твердо уверившись в этом, начал садиться возле келлии и говорить братиям, приходившим к старцу пользы ради: «Братия! Этот отец — блудник и идолослужитель. Вы прельщаетесь, приходя к нему!» Так я говорил инокам, приходившим к старцу, в течение четырех месяцев. Но сколько я ни старался возбранить им приход к старцу, они, руководимые благодатью Божией, продолжали ходить к нему. Видя это, я, несчастный, сокрушался и, воздевая руки к небу, восклицал: «Господи, даруй мне терпение!» Я, несчастный и страстный, думал, что терплю за правду, и как делающий добродетель говорил, воздыхая: «Слава Тебе, Боже! От какой чести в какое пришел я бесчестье и чем сделался!» И плакал. Старец, видя меня в таком положении, говорил: «Чадо доброе! Очисти свое сердце, смири свои помышления, возлюби смирение Христово, гнушайся гордости и внимай себе». Когда он говорил это, я гневался, огорчался и смущался. Слова его казались мне разожженными стрелами, снедающим меня смрадом. Помысл внутренне не переставал смущать меня, говоря: «Уйди из келлии старца, а если можно и из скита. Смотря на этого старца, не сможешь спастись». Я говорил сам себе: «За что терплю такие страдания? В мире я не впал ни в блуд, ни в прелюбодеяние, ни в воровство, ни в убийство». Помысл, или, правильнее, бес, говорил мне: «Ты страдаешь по справедливости: ты оскорбил отца, мать, сродников и друзей, оставил святых отцов, пришел иночествовать к этому обманщику, порочной нравственности, немилосердному и дерзкому». Бес внушал мне это и находил меня готовым к принятию скверных и злых помыслов. Будучи погребен во тьме, я думал, что хожу в свете, будучи сатаной, почитал себя монахом и, вместо того чтобы осуждать и хулить себя, осуждал раба Божия. Когда я находился в такой буре от смущения помыслов, отец мой известил меня письмом, что мать моя умирает. Приди, писал он, повидаться с ней, прежде чем она умрет. Прочитав письмо, я сказал отцу Петру: «Я ухожу, мне необходимо повидаться с матерью». Брат пошел и сказал об этом старцу. Старец, придя ко мне, начал говорить: «Чадо доброе! Пребывай здесь с терпением, ради Бога, оставя пристрастие к отцу и матери: мы имеем в Боге Отца и Мать. Промысл Его устроит и нам, и родителям твоим полезное. Если же ты не послушаешь меня и пойдешь, то родителям не принесешь никакой пользы, а себе повредишь. Впоследствии будешь раскаиваться в своем поступке, но будет поздно. Впрочем, отступление твое накажет тебя». Услышав это от старца и, по бесовскому действию, воспламенившись гневом, я отвечал ему: «Обманщик, идолослужитель, блудник и прелюбодей! Хочешь сделать меня подобным себе идолослужителем и блудником!» Старец отвечал на это: «Благодать Божия в устах твоих, чадо!» Я продолжал кричать: «Обманщик! Идолослужитель!» Так что многие из отцов стеклись на мой голос, и все старцы меня укоряли и проклинали. Я, наущаемый бесом, схватил свою одежду, разодрал ее во гневе сверху донизу и, бросив в лицо старцу, вышел нагим из келлии. У одного из старцев украл праздничную одежду и отправился в Александрию. Я нашел мать свою уже умершей, а отца больным. По истечении трех дней скончался и отец. В то время как я заботился об оставшемся богатом наследстве и раскаивался в том, что принял монашество, настал вечер. Я лег в постель и, помышляя о ските и отце Исаии, со стенанием говорил; «Слава Тебе, Христе Боже мой! Ты избавил меня от обманщика, лживого старца». Едва я произнес эти слова, как услышал голос, подобный грому. Голос проговорил: «Пагуба и всегубительство дому Прокопиеву!» Тотчас поднялся ветер и дом загорелся с четырех углов. Я вскочил в смущении и едва успел со всеми, кто был в доме, выбежать из него: огонь со всех сторон охватил его. Сбежались жители Александрии, но не могли оказать никакой помощи: пламя пожрало и сами камни. Я стоял посрамленный и стыдился, помышляя о случившемся. От великой печали и уныния пошел в церковь святого Мины и повергся на церковный помост. Опять бес, приняв подобие мученика, сказал мне: «Знай, что виной всего случившегося с тобой — отец Исаия». Придя в себя, я сказал: «Точно! Этот обманщик — чародей, он послал бесов попалить мой дом». Утром, встав, пошел я к Патриарху и сказал: «Владыко! Отомсти за меня идолослужителю, отцу Исаии. Он своим волхованием сжег мой дом и все, что было в нем». Патриарх сказал мне: «Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое» (Пс. 30, 19). Когда Патриарх произнес эти слова, я увидел мурина, который стал бить меня огненным жезлом и облек меня в железную броню. Я упал к ногам Патриарха, неистовясь. Тогда Патриарх простер ко мне руку и узы языка моего разрешились. Но семь месяцев провел я, мучимый лютым велиаром и представляя собой для всех зрелище, достойное сожаления. Нужно было связывать меня железными цепями: я бил себя и всех окружающих, ел человеческие извержения. Христолюбивые люди, сожалея обо мне, одевали меня, потому что я скитался нагой, раздирал свою плоть и одежду, муча себя и толкая встречающихся. От недостатка в пище, от грязи и нечистоты, в которых я валялся, тело мое покрылось струпьями, подобно чешуе. Христолюбцы города Александрии, встретив некоторых скитских отцов, привели их ко мне. Но отцы не узнавали меня. Тогда христолюбцы сказали: «Это Прокопиев сын, принявший монашество у аввы Исаии». Отцы сказали: «Окажите любовь, доставьте его в скит». Христолюбцы приискали проводника с верблюдом, дали ему золотую монету и, связав мне руки и ноги, отправили в скит. Скитские отцы собрались в Великую церковь, совершили всенощное бдение, молились обо мне и, помазав все тело мое елеем, отогнали от меня беса. Однако раны и струпья продолжали мучить меня. Тогда я, недостойный и грешный, рассказал им подробно обо всем случившемся со мной, поведал о моем бедствии и умолял, чтоб явили мне милость, умолили старца принять меня на покаяние и не допустить ко мне нового искушения от беса. Старцы пошли и привели отца Петра, ученика аввы Исаии, жившего со мной. Он, увидев меня лежащего и тело мое, сгнившее от ран и струпьев (отцы, желая преклонить старца к милости и сожалению, сняли с меня одежду, в которой я был, и нагого положили на рогоже), повергся на меня, и не было конца его слезам. Я лежал в трепете, не смея и взглянуть на него. Затем отец Петр вместе с другими отцами привел отца Исаию. Когда я увидел старца, идущего ко мне, то воззвал: «Раб Божий, помилуй меня, прельщенного бесом! Не оставь меня в совершенную радость и веселие душегубительному врагу! Довольно я наказан, мучен был по справедливости!» Старец, проплакав довольно долго, сказал мне: «Чадо! Познал ли, что падение бывает наказанием для гордых?» Я сказал: «Познал, отец мой! Познал из того, что случилось со мной, и научился из того, чему подвергся! Я уверовал, что Господь правосудно воздает каждому по его делам». Старец, знаменовав меня крестным знамением, сказал: «Бог, содетель всякой твари, да простит мимошедшее и да исправит будущее». Положили меня на одр и отнесли в келлию. Через несколько дней я исцелился благодатью Христовой и молитвами старца. Исполнились на мне слова пророка: челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе (Пс. 31, 9) и еще: много скорбей нечестивому (Пс. 31. 10). (Еп. Игнатий. Отечник. С. 154. № 100.)


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Щ  Ю  Я


Имеется в виду не Макарий Великий, основатель скита, живший в IV веке, а другой — настоятель скита, живший в V—VI столетиях. Под руководством этого Макария в скиту подвизалась в мужском одеянии под именем Дорофея преподобная Аполлинария, оставившая Константинополь при императоре Феодосии Младшем (Ч.-М., январь, 5 дня). Вероятно, этот Макарий беседовал о дерзости с аввой Агафоном, современником Пимена Великого.