ПОУЧЕНИЕ 71-Е [1].

В неделю Пятидесятницы.

О сошествии Святого Духа, и о смерти несчастного Евтропиана.

Братия и Отцы! По благодати Пресвятого Духа мы сподобились праздновать святую Пятидесятницу, т. е., сошествие Святого Духа; ибо Христос сказал Апостолам: уне есть, не только вам, но и всему миру, да Аз иду, — да приидет Дух Святый Аще бо не иду Аз, Утешитель, т, е. Дух Святый не приидет к вам. Аще ли же иду, послю Его к вам: и пришед Он, наставит вы на всяку истину (Иоан. 16, 7, 8, 13). О великое чудо обетования и дара! Не Ангела и не человека обетовал послать, но Самого соестественного Духа, Который исходит от Отца, Вины сына и Духа. Единородный Сын и Слово Божие, исполнив отеческое дело Бога и Отца, возшел на небеса; и тогда сошел Дух Святый, не иной Бог (да не будет), но, как сказано, иной Утешитель.

Неизреченна и неизъяснима милость и любовь, которую имеет Бог к человекам. Утешение наше Бог. Утешает Бог Дух Святый душу скорбящую и огорченную, дабы она не изнемогла в случающихся с нею скорбях, как об этом свидетельствует и Апостол, говоря: внеуду брани, внутрьуду боязни: но утешаяй смиренныя утеши нас Бог пришествием Титовым (2 Кор. 7, 5-6). Утешает Он и укрепляет сердце устрашенное бесами, возводя оное чрез благонадежие и дерзновение к непобедимому мужеству, как говорит Давид: яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси (Пс. 85). Он увещевает мятежливый [2] ум к миру и тишине, как и Апостол свидетельствует, говоря: по Христе убо молим, яко Богу молящу нами, молим по Христе: примиритеся, т. е., имейте мир с Богом (2 Кор. 5, 20). Видишь ли безмерное и неизследованное снисхождение и смирение? Видишь ли несравненный и невместимый дар? Горе на небесах Единородный Сын молится за нас Отцу, как написано: Христос Иисус, Иже и есть одесную Бога, Иже и ходатайствует о нас (Рим. 8, 34). Подобным образом и Дух Святый долу на земле многообразно утешает нас. Итак, что воздамы Господеви о всех сих дарованиях, яже воздаде нам (Пс. 115. 4)? Не то ли, о чем говорит Псалом: вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе, избавляй нища из руки крепльших его, и нища и убога от расхищающих его (Пс. 34. 10)? И еще: помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю (Пс. 120, 2). И: аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя (Пс. 93, 17). И еще: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек (Пс. 117, 6) Так как мы имеем такого помощника и Утешителя, Святого Духа, непобедимую силу, великого поборника и Бога и спомощника, то не устрашимся и не убоимся, братия мои, устрашения врагов. Не убоимся врагов наших бесов; но имея помощником своим Самого Бога, будем опять день ото дня мужественно переносить подвиги иноческие и исповеднические; не убоимся прелести диавола, не устрашимся всегдашних его нападений, и угасим вожделение плоти, опаляющие и сожигающее душевный дом. Ибо греховное пожелание есть не наслаждение и радость, но болезнь и лютая скорбь, не увеселение, но сумасшествие и злое извращение. Это знают те, которые впали в неистовство плотского похотения и любви, а потом покаялись и обратили любовь и желание к Богу. Сей Божественной любви что может быть усладительнее и святее? Такой человек хотя и тело носит, но живет в мире сем подобно бесплотному, пребывая выше видимого; в душе его тихо и кротко всегда волнуются волны благодати Св. Духа. Но почему похоть плотская и сладострастие побеждает нас всегда, и так изменяет нас и соделывает удобопреклонными (ко злу), что, приникнув долу к земле, к плоти и крови, чрез это вовсе удаляемся от благого Бога?

Слышали ли вы, что потерпел жалкий Евтропиан, о котором мы ныне узнали, что он умер? И умер он, горе моему окаянству, не временною (только), но и вечную смертию; соплетшись с Евою, извергнул свою душу. О что потерпел он окаянный! Вы знаете, как прежде над главою его сиял светильник благоверия и подвижничества. Не был ли он заключен со мною в темнице, как исповедник? Не был ли возведен в достоинство эконома в Саккудионовом монастыре? Не был ли дважды биен и не подвизался ли за исповедание Св. икон похвально и досточудно? Но после что случилось с ним? Так как он был экономом, и имел у себя всю монастырскую казну, и собирал приношения, то и прельстился золотом, увлекся сребролюбием, и увы, подобно Иуде предал Христа; отрекся обета девства и, как другой Гиезий, купил поля и виноградники, волов и овец, и таким образом наследовал не только его проказу, но и мучение [3].

Видите, братия мои, что сделало сребролюбие! Умоляю вас, будем удаляться этой скверной страсти, которая есть корень всех зол, содетельница предательства души. Видите, что соделало неверие! Будем убегать тьмы, которая отлучает от единения и содружества с нашим Владыкою. Христом Богом нашим. Будем убегать и всякой другой вредоносной страсти, которая борет окаянную душу, как-то: ярости, зависти и гнева. Евтропиан потерпел это за то, что по самолюбию верил своему мнению и не принимал никакого доброго совета, и жил самочинно, не повинуясь другому брату. Избегайте особничества, если хотите убежать от угрожающего гнева Божия. Божественное Писание говорит: горе тому единому, егда падет в некий грех, и не будет втораго воздвигнути его (Еккл. 4, 10). Этому и подвергся окаянный Евтропиан, о котором мы говорим; ибо если бы он имел друга, то хотя бы он и пал, был бы восставлен им от падения, покаялся бы и оплакал бы грех свой. А так как он не имел никого, кто бы помог ему, то и погиб душевно и телесно, пошел в то место, которое возлюбил. Печальна и плачевна повесть эта, братия; она достойна поведания, как пример страшный и ужасный. Посему и Писание говорит: мняйся стояти добре, что он девственник и свят, да блюдется в уме своем да не падет (1 Кор. 10, 12). Кто скоро идет, остерегайся, чтобы не преткнуться и не пасть, видя сего сначала успешно совершавшего течение, а после павшего в пропасть. Его считали Ангелом летающим, а не братом; однако он воздремал и пал; а что этому причиной? — сребролюбие. Если бы не было на нас, братия, гонения, то и я не беседовал бы о сребролюбии, но так как мы бываем гонимы один тут, а другой там, и нам необходимо бывает иметь попечение о своей жизни: то нам внимательно должно блюстись, чтобы не впасть в обольщение сребролюбия. Ради сего сребролюбия сребролюбец, чтобы умножить тленное [4] сребро, не хочет иметь сожителя. От этой скверной страсти приверженный к деньгам не имеет любви к братиям своим. От сего и ноги его не знают отдыха и покоя, но обходят и бегают туда и сюда, как малые псы в надежде получить пенязь от какого-либо христолюбца. От сего одни приобрели рабов, сами будучи рабами страстей, и потеряли правое достоинство владык; другие сверх потребности приобретают вещи и одежды; а иные занимаются куплею и продажею, делают торгашеские прибытки.

Видите, братия, суд Божий. Видите всевидящее, неусыпное око Божие, от которого никто не утаится, хотя бы что помышлял и в тайне сердца, тем более, что совершает но внешнему человеку. Видите, братия мои, посечение смертное; ибо и ныне двое умерли, — Тимил и Варнава, а некоторые прежде, и один по одному отходят. Посему умоляю вас, чтобы не застала кого смерть неготовым и неисправным; ибо не малое горе и ужас отпасть от Бога и царства небесного. Суд и воздаяние вечное тому, кто не сотворит угодных Богу дел, какового суда не перенесет никакая плоть; ибо и помыслить о сем в уме своем, прежде нежели подвергнуться истязанию, есть уже мучение. Дабы и нам, смиренным возможно было избежать гнева Божия, грядущего на сыны непокорливыя (Ефес. 5, 6) будем совершать добрые дела, да возвеселится Господь о делах своих (Псал. 103, 31). Хотя отныне и впредь будем очищать себя, обновляя свои души по воле Божией. Близь Господь всем призывающим Его во истине (Псал. 144, 18). Будем всякий день каяться, и Бог простит нам грехи, утешит нас и дарует нам жизнь вечную, которую да сподобимся получить, о Самом Христе Господе нашем, Ему подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


[1] См. Патрологию, том. 99, стр. 519.

[2] В Слав. враждебный.

[3] Это место исправлено с еллино-греческаго отрывка. См. Патрол. стр. 520.

[4] В Слав. ветренное.