ПОУЧЕНИЕ 72-Е [1].

На предпразднество Божественного Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

О том, что нам должно хранить красоту и благообразие души и девство неоскверненным, и о покаянии.

Братия и Отцы! Сподобившись праздновать и совершить ныне предпразднество Божественного Преображения, от сего святого праздника в немногих словах сотворим начало поучения и наставления, дабы исполнить свой долг. Да будет нам известно, что все господские праздники приводят на намять тайны пришествия во плоти и явление Господа Спасителя нашего Христа, как например: как Он родился, крестился, был погребен, воскрес в третий день и вознесся во славе. Но праздник славного Его Преображения открывает и прообразует состояние будущего века. Ибо как лице Его просияло подобно солнцу, и одеяние Его стало белым, как свет дня; так Он и опят сойдет с небес, как молния, с силою многою и страшною славою судить вообще весь мир. И как во время Преображения были с Ним на святой Фаворской горе Петр, Иоанн и Иаков; так и тогда в небесном царстве святые со Христом будут наслаждаться неизреченными благами.

К сему кто и какой человек достаточен, и столько совершен, и достоин войти в оную радость? Кто другой, как неимеющий житие чистое и неоскверненное? Ибо Бог наш чист, или лучше, Он ест свет высочайший и совершенный, и приемлет чистых и святых. Он дал каждому из нас душу чистую, чистою ее и от нас ищет; ибо так как Он сотворил ее по образу и по подобию Божию, то явно, что и она, как царица Богоначальной красоты, сотворена преукрашенною от Бога. Познав это, Пророк песнопевец говорит так: Господи волею твоею подаждь доброте моей силу (Псал. 29, 8), т. е., доброте и красоте души, говорит он, не дай обратиться к смрадным греховным страстям, дабы она, сделавшись безобразною и бесчестною, не отпала от Бога, от Божественных дарований и воздаяний. Итак, поелику признано, что мы имеем такую благообразную душу, прекрасную и благолепную, и получили ее, как залог и вверенное достояние, то необходимо нам в день судный отдать ее Богу, Который нам даровал ее. По сему умоляю вашу любовь и напоминаю вам, возлюбим эту красоту девства, и сохраним это благолепие. И не обратим нашего ума и любви сердца нашего к красотам мира и к красоте плоти и крови, ибо это не красота, но подобие красоты, вернее же тление и гнилость. Сие мы можем познать от конца вещей; ибо кто ныне сияет красотою и благолепием, тот завтра полагается во гроб и смердит, и все бегут от него. Таким образом естество человеческое не имеет, братия, никакой красоты; прекрасна одна только добродетель человека, которую нам по преимуществу должно любит всею нашею любовию.

Но так как часто бывает, что душа увлекается грехом, и делается от нечистых помыслов черна и безобразна (да это и не возможно, чтобы не был кто уязвлен; ибо кто похвалится чисто имети сердце? (Прит. 20, 9)); однако же, если мы и согрешаем, то опят немедленно будем заглаждать грехи, и опять возвратимся в прежний чин и устроение, дабы зло не закоснело, и не породило смерти. Отнюдь никто не должен говорить: "я соделал много грехов, и не могу очиститься". Таковый пусть послушает Пророка, который говорит: аще будут греси ваши, яко багряное, т. е., черны как смола, яко снег убелю; аще же будут яко червленое, т. е., как кровь, яко волну овчую убелю (Исаии 1, 18). Видите, братия, неизреченное Божие человеколюбие, как Он не только очищает грешника, но и красоту ему возвращает, дабы он каялся. Мы имеем для сего много примеров, и во первых Давида, который был Пророком. Хотя он и впал в грех прелюбодеяния и убийства, однако не пришел в отчаяние, но тотчас покаялся и много плакал а потому и опять получил дар пророчества, который имел прежде. Манассия царь Израильский соделал много зла, ибо пятьдесят два года был идолопоклонником; но так как раскаялся, получил спасение. Петр верховный Апостол но троекратном отречении плакал горько, и опять принял первенство Апостольской благодати. Мария Египетская, - оставим прочих, - не превзошла ли в блуде всех жен блудниц? Но так как она принесла чудное и достославное покаяние и взошла на верх добродетели, то такой сподобилась от Бога благодати, что по водам ходила, как по земле. Таким образом никакого нет извинения тому, кто хочет спастись; не спасается только тот, кто не любит свое спасение и добровольно хочет мучиться. Но зачем мы умираем вечною смертию и не любим жизни? Благий наш Владыка всегда взывает и говорит ко всем: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Матф. 11, 28); но мы не хочем сбросить с себя бремя наших грехов. Опять Господь говорит: Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный (Иоан. 8, 12); а мы ходим темным и противным путем; дела наши говорят: не хотим в путех Твоих ходити. За то и услышим: ходите светом огня вашего, и пламенем егоже разжегосте (Исаии 50, 11); ибо таковая творящии, сказано, царствия Божия не наследят (Гал. 5, 21). Но да не будет сего с нами. Вы друзи Мои есте, говорит Господь, аще творите, елика Аз заповедаю вам (Иоан. 15, 14). Посему должно нам со всем благим усердием исполнять все, заповеданное нам, дабы сподобиться быт другами Божиими и наследовать небесное царство, о самом Христе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


[1] См. Патрологию, том. 99, стр. 535.