Преподобный Александр Свирский

Преподобный Александр Свирский жил в Новгородских владениях. Родился он в смутное время княжения Василия Темного, подвизался же во времена Иоанна III, Василия III и при малолетстве Иоанна Грозного. Пребывая во глубине лесов Русского Севера, он оставался вдали от треволнений истории Российского государства. Его не коснулись ни вероломные деяния Шемяки, ни властолюбивые замыслы Марфы Посадницы, не слышал он, вероятно, и знаменитого вечевого колокола. О событиях в миру ему мог рассказать разве что Андрей Завалишин, московский дворянин, посланный Иоанном III в Новгородскую землю взамен сосланных в Москву новгородских крамольников. Известно также, что преподобный Александр ездил в Новгород к архиепископу святому Серапиону для принятия от него священного сана. И еще известно, что преподобный Александр не раз обращался и к Иоанну III, и к Василию III с просьбами о присылке мастеров и материалов для строительства каменных храмов.

Всю жизнь находясь вдали от житейской суеты, преподобный Александр Свирский, сей светоч монашества, в своем уединении творил иную, несуетную историю, совершенствуясь духовно, наставляя других, удостоившись необычайных даров Святого Духа и явившись «равноангельн на земли».

С самого рождения преподобного Александра Свирского благодать Божия явственно почила на нем. Родителей его звали Стефан и Василис-са (в просторечии Васса). Были они крестьяне приладожского села Мандеры, лежащего на реке Оять, притоке реки Свирь, в Обонежской пятине, во владениях Господина Великого Новгорода. Было у них двое детей, которые уже выросли и жили розно, а Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились об исполнении их желания и услышали голос свыше: «Радуйтеся, доброе супружество. . имате родити сына. . в рождестве его утешение Церквам Своим подати имать Бог» (1 [1], с. 7)

Сын родился 15 июня 1448 года, в день памяти славного пророка Божия Амоса, посему в честь его и назван при крещении.

Как приспело время, родители отдали отрока Амоса учиться грамоте. Грамота не давалась Амосу, и он тяжко скорбел об этом. В некий день он отправился в близлежащий Острожский Введенский монастырь Пресвятой Богородицы, преклонил колена, стал горячо молиться пред образом Божией Матери и услышал голос: «Восстани, не бойся: а еже просил еси, имаши восприяти» (1, с. 9). С тех пор он стал преуспевать и опередил всех сверстников. Амос был особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегал игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял тело постом, что вызывал беспокойство своей матери. Когда Амос вырос, родители хотели его женить, но он пожелал пребывать в воздержании — «плотское вожделение огнем Божественной любви попалил» (1, с. 10). Единому Богу желал посвятить юноша свою жизнь.

Случилось так, что Амос повстречал монахов с Валаама. Уразумели монахи, что перед ними не обычный юноша, и, снисходя к просьбам Амоса, рассказали ему о монастырской жизни, взяв с него клятву молчания. После этого непреодолимо овладело Амосом стремление уйти на Валаам.

Девятнадцати лет он ушел из дому, сказав родителям, что направляется по делам в соседнюю деревню (он знал, что родители не отпустят его на Валаам), и устремился к заветной цели. Амосу предстоял трудный и далекий путь: ему предстояло пройти восточнее Ладожского озера верст более двухсот, а затем переправиться водой на Валаам. Вскоре он дошел до Свири, на челне переплыл через эту реку и, отправившись далее, прошел еще 6 верст.

Ночь застала его на берегу дивного тихого озера, в водах коего купали свои ветви прибрежные дерева. Долго пребывал юноша в ночной молитве и нежданно услышал голос: «О, человече! Гряди с миром на Валаам в обитель Всемилостивого Спаса, труждайся там во имя Господа и возвращайся на место сие, и обитель сотвори, да многие тобой спасены будут» (1, с. 19). И свет великий явился на месте, где пребывал блаженный юноша [2].

Наутро встал Амос и двинулся в путь. Долго пробирался он по лесным дебрям, без дороги, и под конец истомился. Внезапно предстал перед Амосом путник и промолвил, что направляется на Валаам и что путь ему ведом. И повел Амоса благой его спутник, и путешествию их сопутствовала удача. Вместе достигли они Спасо-Преображенского монастыря на Валааме. Остановился Амос у монастырских ворот и вознес Богу усердную хвалу. Потом оглянулся к своему чудесному спутнику, желая его возблагодарить, а спутник исчез бесследно. Тут понял Амос, что спутник его был ангел Божий.

Игумен монастыря ласково принял Амоса. Семь лет пребывал Амос в послушании, а в 1473 году, в возрасте 26 лет, принял постриг с именем Александр.

Через несколько лет после ухода Амоса из дома родители его узнали, где их сын. Стефан приехал в монастырь и стал просить игумена о свидании с сыном. Игумен беседовал с юношей о просьбе отца, но юноша отвечал, что отца повидать не может, ибо умер: для мира. Стефан же, как услышал об отказе сына, то пришел в сильную ярость: он подумал, что игумен — обманщик, держит сына в неволе. Потребовал Стефан непременного свидания с сыном, сказал, что не уйдет от монастыря, угрожал лишить себя жизни у монастырских ворот. Тогда игумен стал увещевать юношу свидеться с отцом, и юноша покорился. Горестно взглянул Стефан на исхудалого, бледного сына, с плачем умолял его вернуться домой хотя бы на время; сын был непреклонен, и Стефан удалился в гневе. Уединившись в своей келье, сын предался усердной молитве, и по этой молитве снизошла на отца его благодать Божия. Ибо на другой день Стефан исполнился иных мыслей, назвал сына при свидании своим духовным наставником и, следуя совету сына, изъявил даже желание принять постриг. Это желание он исполнил: возвратившись в свой дом и продав имение, он принял постриг с именем Сергий во Введенском монастыре. Также и Васса приняла постриг с именем Варвара. Они благочестиво жили и вскоре оба скончались.

Пребывая на Валааме, блаженный юноша духовно возрастал посреди подвигов. Еще будучи послушником, он вел суровую жизнь, дни проводил в трудах, ночи — в бдении и молитве, иногда, обнаженный до пояса, молился в лесу до утреннего пения, весь покрытый комарами и мошками; пребывал, «яко столп некий одушевлен. . . зело немилостив и гневлив, яко некий враг, являшеся своему телу» (1, с. 25). Братия дивилась его безмерному терпению. Приняв постриг, инок Александр удалился на уединенный остров, отыскал себе там среди скал пещеру-могилу и подвизался в ней семь лет. Далеко разнеслась слава его подвигов, он же, избегая славы, возжелал удалиться в неведомые лесные дебри. Игумен указал ему остаться, и инок Александр покорился. В некую же ночь, молясь в келье пред образом Пресвятой Богородицы, он услышал голос: «Александре, изыди отсюду и иди на преждепоказанное ти место, в нем же возможеши спастися» (1, с. 34). И в келье воссиял великий свет. Отворив оконце, инок увидал, что свет исходит от восхода и полудня и что на небе явился как бы перст, указующий в сторону заветного места. Наутро инок рассказал игумену о видении и снова просил разрешения удалиться, и игумен благословил его. Удалился преподобный с Валаама в 1485 году. В заповедном месте, близ прекрасного озера, кое ныне именуют Святым, он устроил себе убогую хижину и один прожил там семь лет, не видя лица человеческого, не вкушая хлеба, питаясь лишь тем, что собирал в лесу. В это время претерпел он лютые страдания от голода, стужи, болезней, диавольских искушений. Но Господь постоянно поддерживал духовные и телесные силы праведника. Однажды, одержим тягостными недугами, не мог преподобный не только встать с земли, но и голову приподнять, лежал и пел псалмы. И вот предстал пред ним некий «преславный муж», положил руку на больное место, ознаменовал его крестным знамением и исцелил праведника. А в некий день, когда преподобный шел за водой и по обычаю своему громко пел молитвы, раздался голос свыше, предрекавший преподобному приход к нему множества людей и завещавший не отринуть их, но принять и наставить. В 1493 году случайно, во время охоты, набрел на жилище преподобного соседний владелец — дворянин Андрей Завалишин. Поклонившись преподобному до земли, Андрей сказал, что давно уже стремился попасть на это место, ибо видел над ним «овогда яко столп огненный стоящ, овогда же яко лучу божественную сияющу, а иногда дым светел от земли к высоте восходящ» (1, с. 40). Андрей молил преподобного рассказать ему о своей жизни. Опечалился преподобный, что нельзя ему утаиться от людей, но, памятуя о Божественном гласе, поведал Андрею о своих тяжких подвигах, взяв с него клятву молчания. В душу Андрея купно со словами праведника вселилась благодать Божия. Все чаще стал Андрей посещать праведника. Потом, по наставлению преподобного, отправился на Валаам, где принял постриг с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился благочестием. Особенно знаменит он обращением на путь истинный многих разбойников. От разбойников же воспринял преподобный Адриан Ондрусовский мученическую кончину. Память преподобного — 26 августа.

Андрей Завалишин не смог сдержать обета молчания. Широко разнеслась слава подвижника, и стали к нему стекаться иноки. Сначала пришел к преподобному его брат Иоанн, некоторое время они жили вместе, но потом Иоанн умер. Иноков становилось все больше. Завалишин привез им зерна. Иноки рубили лес, сеяли хлеб, которым кормились сами и подавали просящим. А преподобный уединился от всей братии и устроил себе «отходную пустынь» в 130 саженях от общего жилища. Множество искушений противостало ему. Бесы принимали образ звериный, змеиный, свистали, свирепствовали, понуждали преподобного бежать. Но молитва праведника, «яко пламень огненный от уст его исхождаху и вся бесовская немощнейшая ополчения попали и к тому невидими быша» (1, с. 50).

Однажды, когда преподобный Александр молился по обычаю в пустыни, ему явился светлый Ангел. В страхе преподобный пал ниц. Ангел поднял его и, приняв вид человека, сказал: «Я послан от Бога сохранить тебя от всех прелестей лукавого диавола, напомнить прежде бывшие тебе на этом месте, где ты вселился, Божественные видения, да совершишь повеления Его, ибо тебя избрал Господь путеводителем многим ко спасению. Возвещаю, что Бог благоволит тебе, и ты создашь на этом месте церковь во Имя Святой Троицы, и братию соберешь, и обитель устроишь». И Ангел стал невидим.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповедном месте, было ему явление Живоначальной Троицы. Преподобный молился ночью в «отходной пустыни». Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые и белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотою ярче солнца. Каждый из Них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся». И получил преподобный повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленне, якоже видиши в Триех Лицех глаголюща с тобою, созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущныя Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». И тотчас увидел преподобный Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим (1, с. 54–55).

После сего видения преподобный стал помышлять, в каком месте строить церковь. И однажды, во время молитвы к Богу, услышал голос свыше. «Воззрев же преподобный к высоте, виде Ангела Божия в мантии и в куколе на воздусе стояща и криле простерты имуща (имже образом явися иногда великому Пахомию), руце же воздевша к высоте, и глаголюща: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь». И посем к преподобному глаголаше: «Александре, на сем месте да созиждегся церковь во имя явльшагося тебе в Триех Ли-цех Господа, Отца и Сына и Святаго Духа, Нераздельный Троицы»» (1, с. 55). («Радуйся, яко воистину обрел еси Божию благодать и со Ангелы присно зрети сподобился еси лицем к Лицу Святую Троицу» (икос 6-й песни канона преподобному Александру Свирскому. Икона явления Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому, XVII в.)) И трижды перекрестил место, и стал невидим.

В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы, а в конце жизни преподобного (в 1526 г.) на месте ее воздвигнута каменная церковь. И сразу по построении деревянной церкви братия стала упрашивать преподобного принять священство. Долго отказывался преподобный, считая себя недостойным. Тогда братия стала молить святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (память его — 16 марта), да убедит преподобного принять сан. В том же году преподобный ездил в Новгород и получил посвящение от святителя. Вскоре затем братия умолила преподобного принять игуменство.

Став игуменом, преподобный сделался смиреннее чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров, и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. «Я празден», — сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал воду носить. А ночью, когда все спали, преподобный приходил в помещение, где мололи хлеб ручными жерновами. Каждый брат должен был смолоть свою долю зерна. И преподобный молол за других, кладя на место зерна муку. Также обходил преподобный ночью кельи, и если слышал где суетные разговоры, то тихонько стучал в дверь и уходил. А утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.

Под конец жизни вознамерился преподобный построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. По прошению преподобного из Москвы были присланы мастера и заложено было основание храму. Вечером, после совершения акафиста Пресвятой Богородице, преподобный сел отдохнуть в келье; вдруг говорит он келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, понеже хощет быти в сей час посещение чудно и ужасно». И послышался голос, подобный грому: «Се Господь грядет и Рождшая Его». «Преподобный же тече скоро на предсение келлии своея, и свет велий осия его, такожде и над всем монастырем сияше паче солнечных луч. Воззре же преподобный, виде Пречистую Богородицу над основанием церкви Ея честнаго Покрова, на олтарном месте, яко царицу на престоле седящу. Господа же нашего Иисуса Христа, яко младенца, на руку своею держащу, и окрест Ея множество чинов ангельских предстоящих, в неизреченной светлости блистающихся». Преподобный упал, не мог зреть великого света. Богородица рекла: «Востани, избранниче Сына и Бога Моего: се бо приидох посетити тебе, возлюбленниче Мой, соглядати основание церкви Моея. . А еже молился еси о ученицех твоих и о обители твоей, се от ныне всем изобиловати имать: и не токмо при животе твоем, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоея потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи. Смотри же и виждь опасно, колико инок сошедшихся в паству твою, иже тобою имуть быти наставлены на путь спасения, о имени Святыя Троицы». Преподобный встал, видит множество монахов.

Снова рекла Богородица: «Возлюбленниче Мой, аще кто и един кирпич принесет на сограждение Церкве Моея, во имя Иисуса Христа Сына и Бога Моего, не погубит мзды своея». И невидима стала (1, с. 98).

Многочисленных учеников наставил преподобный Александр. Из них некоторые стали основателями монастырей.

Григорий, родом из Могилева, в одежде нищего пришел в Москву, поклонился ее святыням и оттуда направился на Свирь к преподобному Александру, который прозорливо приветствовал его «пастырем словесных овец» и отправил его в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому. Там Григорий принял постриг с именем Геннадий, а потом ушел в пределы костромские, в окрестности города Любима, где и основал обитель. Преподобный Геннадий был иконописцем, но оставил после себя также труды — «Завещание» и «Наставление духовного старца новоначальному иноку». Скончался он в 1565 году. Память преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского — 23 января.

Ученики преподобного Александра — преподобные Никифор и Геннадий — подвизались на Важеозере и основали Задне-Никифоровскую пустынь (в 54 верстах от Олонца), скончался преподобный Никифор в 1550 году, преподобный Геннадий — в 1516 году. Память преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских 9 февраля. Кроме них в Задне-Никифоровской пустыни покоятся и другие ученики преподобного Александра — преподобные Игнатий, Леонид, Дионисий, Ферапонт, Корнилий и Афанасий, о житии коих достоверных сведений не имеется.

Недалеко от названной обители находится Сяндомская пустынь, где подвизался ученик преподобного Александра — преподобный Афанасий Сяндомский (память его 18 января).

Из учеников преподобного Александра основали монастыри также преподобный Макарий Оредежский и упоминавшийся ранее преподобный Адриан Ондрусовский.

Перед кончиной своей проявил преподобный несказанное смирение. Призвав братию, он повелел: «Свяжите тело мое грешное по ногу ужем и совлецыте его в дебрь блата и, покопавше во мху, потопчите ногама своима». Братия отвечала: «Ни, отче, не можем сотворити сего» (1, с. 107). Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у деревянной церкви Преображения Господня. А жития преподобному было 85 лет, и в году 1533 отошел он ко Господу.

В житии преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершенных им. Печальных он утешал, больных исцелял, грешных направлял, имел дар возвещать будущее.

Однажды после молебна собрался вокруг преподобного народ, и клали ему в фелонь приношения, он ото всех принимал. Лишь один, некто Григорий из селения Пидмозера, сколько ни старался положить, преподобный все отвергал.

Наконец, подошел этот человек к преподобному, моля объяснить причину отказа. Преподобный отвечал, что хоть видит его в первый раз, но знает, что тот большой грешник: бьет свою мать; преподобный требовал покаяния. И потом, уже после покаяния, человек этот часто приходил к преподобному, и святой ласково принимал его.

Некто Симеон, из того же селения, после смерти жены в тоске пришел к преподобному. Преподобный указал ему не жениться прежде прошествия 8 месяцев, добавив, что иначе худо будет. Тот обещал, да забыл об этом; женился раньше срока, но заболел и ровно через 8 месяцев после смерти жены скончался сам.

Однажды обратился к преподобному Тимофей Апрелев, сын боярский, сказав, что жена его непраздна, прося даровать ему сына, а не дочь. Преподобный отвечал: «Зачем ты пришел искушать наше смирение, это от Бога, какого пола младенец родится; но как разрешится жена твоя от бремени, то приходи, помолимся, да воздаст тебе Бог по молитве твоей». И жена его родила дочь. А затем, во исполнение слов преподобного, и сын родился.

Богдан Корюков, купец новгородский, приехал к преподобному, прося его молиться за своего тяжко болящего сына. Преподобный сказал, что сын его умрет по грехам отца, как и другие дети его умирали. Но если будет отец благочестив, то будут у него еще сын и дочь. И так и случилось. Отец же, воспитав детей, постригся в монахи.

Однажды пришел в обитель рыбак и обратился к встречному монаху, не зная, что это был преподобный. Рассказал, что выловил осетра, да утаил от начальника, а тот узнал и тиранит его. Сказал, что хочет просить помощи у преподобного. Тут монах вдруг стал бранить преподобного (он желал испытать веру рыбака), но рыбак все повторял, что преподобный благ. Тогда монах сказал ему пойти и снова бросить сети, поймать осетра и отдать начальнику. Рыбак возразил в недоумении, что осетры здесь очень редки. Монах сказал ему: «веруй и будет». Тот поверил, пошел и поймал громадного осетра. И рассказал обо всем начальнику. Начальник изумился и дал рыбаку за осетра много денег, но рыбак не стал брать, а только ежечасно благодарил преподобного.

Через двенадцать лет после кончины преподобного Александра, в 1545 году, ученик и преемник преподобного игумен Иродион составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему. В 1641 году, через сто семь лет после кончины преподобного, началось общецерковное празднование: 30 августа — день преставления, 17 апреля — день прославления.

А. ВОЛЬГИН


[1] «Житие со службою преподобнаго и богоноснаго отца нашего Александра Свирскаго». СПб. , 1818.

[2] Впоследствии на этом месте, у Святого озера, в 36 верстах от нынешнего г. Олонца и в о верстах от р. Свирь, преподобный Александр основал монастырь Живоначальной Троицы, а в 130 саженях от него, у озера Рощинского, устроил себе «отходную пустынь», на месте которой затем возник Александро-Свирский монастырь.