БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

О Символе веры

Символ веры, воспеваемый в Православной Церкви за Божественной литургией, — одно из древнейших церковных молитвословий. Он был составлен по внушению Духа Святого святыми отцами Первого (325) и Второго (381) Вселенских Соборов, когда различные еретические учения пытались ниспровергнуть истинную веру в Троицу Единосущную и Нераздельную. Главным поводом к созыву Первого Вселенского Собора явилось появление и усиление лжеучения александрийского пресвитера Ария. Основным пунктом лжеучения ариан было учение, что Сын Божий сотворен, имеет начало Своего бытия. Второй Вселенский Собор осудил лжеучение духоборцев, главным представителем которого был патриарх Константинопольский Македонии. Духоборцы называли Святой Дух «служителем и исполнителем Божиих велений» и другими именами, приличными разве только ангелам, не признавали Его Ипостасию Святой Троицы.

Святая Церковь решительно выступила в защиту чистоты православного учения веры, изложив основные спасительные истины христианского вероучения в Символе веры, который служит неизменным руководством для всех православных христиан в их духовной жизни.

Символ веры разделяется на 12 членов, семь из которых сформулированы на Первом Вселенском Соборе, а остальные пять — на Втором.

1. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавши, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаго-лавшаго пророки.

9. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь.

Этот Символ веры называется по месту его составления Никео-Цареградским, в отличие от Символа веры Апостольского, который положен в его основу.

В Символ веры богомудрые отцы Церкви заключили все важнейшие истины евангельского учения веры. По Божественному Откровению, Святая Церковь поучает нас веровать в Единого Бога (Втор. 6, 4; 1 Тим. 1, 17) в Трех Лицах, Которые в Священном Писании именуются Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым (Мф. 28, 19). Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Бог Сын превечно рождается от Бога Отца, а Дух Святой превечно исходит от Бога Отца, но все Три Лица Пресвятой Троицы равного Божеского достоинства. Триединый Бог — самобытный (Исх. 3, 14), превечный (Ис. 41, 4; Пс. 88, 3), бесконечный (Лк. 1, 33; Пс. 101, 28), вездесущий (Иер. 23, 24), премудрый (Рим. 11, 33), всеведущий (1 Ин. 3, 20), всеблагой (Пс. 144, 9), всеправедный (Пс. 144, 17), всесвятой (1 Цар. 2, 2) и всемогущий (Пс. 113, 11). Всесильным Своим Словом Он из небытия привел в бытие невидимый и видимый мир (Быт. 1, 1). Во-первых, Он создал Царство присносущной Своей славы, даровав бытие чистейшим духам — ангелам (Иов. 38, б, 7). Вначале все ангелы были святыми. Одни из них, непоколебимо утвердившись в святости, любви и стремлении к добру, постоянно славословят Бога (Пс. 102, 20; Ис. 6, 3), приводят в исполнение Божий веления, каждый верующий христианин при святом крещении получает ангела-хранителя. Другие ангелы, не устояв в добре, согрешили пред Богом (Иуд. 1, 6) и, навсегда оставшись во зле, стремятся поработить и людей греху (2 Сол. 2, 9), чтобы низринуть их в то бедствие, которому сами подвержены (Мф. 25, 41). Предводитель падших ангелов именуется диаволом, или сатаной (Ин. 8, 44). По сотворении бесплотных духов Триединый Бог словом Своим «да будет!» создал в шесть дней из ничего весь мир видимый, то есть все небесные светила и тела, обитаемую нами землю и все, что окружает землю, и в заключение Своего творения сотворил человека (Быт. 1, 3–28), от которого произошел весь род человеческий (Деян. 17, 26). Первый человек, будучи по благодати Божией безгрешным (Еккл. 7, 29), не только уподобился ангелам Божиим, он имел образ и подобие Божие (Быт. 1, 26), которыми был одарен при создании, то есть обладал ясной мудростью (Быт. 2, 20, 23), воля его была направлена к добру (Еф. 4, 24) и сердце в праведности и святости истины горело чистой любовью к Единому Богу, совесть была спокойна и безмятежна. При таком состоянии наших прародителей все окружавшие их твари были покорны и служили им (Быт. 1, 26), и самое место обитания первого человека именовалось раем (Быт. 2, 8). Первый человек, соблюдая заповедь Божию, пребывал в постоянной радости и блаженстве.

Эти догматические истины о Существе Божием и о мироздании богомудрые отцы Церкви изложили в первом и втором членах Символа веры.

Протоиерей Александр СЛОЖЕНИКИН