БИБЛИОГРАФИЯ

Проф. д-р Милан Салайка. НАШЕ ВРЕМЯ

(Из экуменического наследия И. Л. Громадки) Прага, 1978

Богословское наследие и личность декана Пражского евангелического богословского факультета имени Коменского и бывшего президента Христианской Мирной Конференции, лауреата Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами», д-ра Иосифа Громадки доныне оказывают свое влияние на христианский мир и экумену. Многие богословы воспитались на его трудах, многие христиане вдохновлялись в служении миру и справедливости примером его личности. Его богословские мысли влекут к себе восточных и западных богословов разных конфессий и в сегодняшней сложной общественной реальности заставляют снова и снова анализировать миссию Церкви в постоянно изменяющемся мире. По своим убеждениям И. Громадка был христианином и социалистом. Такая его позиция особенно привлекает к нему внимание передовых западных богословов. Об этом свидетельствуют многие издания И. Громадки на современных европейских языках, а также появление нескольких его биографий в странах Запада (напр. , Доротея Ноймеркер. Иосиф Лукл Громадка — богослов в контексте событий времени).

И. Громадка родился в 1889 г. в Южной Моравии. Это было время бурного развития капитализма. В богословии, философии, в культуре в то время доминировал буржуазный либерализм. Тогда родилось и окрепло рабочее движение, сформировалась социалистическая доктрина, которая затем, в 1917 году, изменила лицо мира.

И. Громадка учился на богословских факультетах Вены, Базеля, Гейдельберга и Эбердина. Он был богослов и философ, был человеком, открытым требованиям времени. Он видел и осознавал причины быстрого развития рабочих движений в Западной Европе и рано понял, что империализм и колониализм не могут решить насущные проблемы мира, а только усугубляют их и запутывают.

Возвратившись из-за границы на родину, И. Громадка слушал лекции на философском факультете Карлова университета в Праге. Затем в течение нескольких лет служил как пастор Евангелической Церкви на разных приходах в Чехословакии. Он видел нужду и горе своих прихожан. Видел, как агонизирующий капитализм развращающе влиял на души вверенных его пастырскому попечению рабочих.

В 1919 году основывается самостоятельный евангелический богословский факультет в Праге. В 1920 году И. Громадка входит в профессорскую корпорацию факультета и остается в ней до самой своей смерти, кроме периода второй мировой войны, когда состоял профессором Принстонского университета.

В двадцатые годы, когда западный мир «отправился в крестовый поход» против идей и завоеваний Великого Октября и молодой Советской Республики, используя для этой цели и своих богословов различных конфессий, И. Громадка понял всю глубину радикального гуманизма и историческое значение этого величайшего в истории человечества события. Естественно, что к этой точке зрения он пришел не сразу. Но один раз став на эту позицию, он уже никогда ее не оставлял.

Вторую мировую войну И. Громадка разумел как борьбу империализма со всем гуманным и передовым в истории человечества, борьбу против Советской страны, которая воплощала в себе это гуманное и передовое. И. Громадка понял и без колебаний принял социалистическую революцию в Чехословакии в 1948 году. В то время он обращается к христианам своей страны с призывом принять новые исторические перемены. Он глубоко верил, что эти перемены — следствие Промысла Самого Господа, Который управляет миром и его историей («Pole je tento svet», Praha, 1964. — Сборник к 75-летию И. Громадки, с. 84). С этими идеями И. Громадка выступал уже на Первой Ассамблее Всемирного Совета Церквей в 1948 году в Амстердаме. Эти же мысли привели его и других богословов социалистических стран и прогрессивных богословов Запада к идее создания Христианской Мирной Конференции.

В преддверии 20-летия Христианской Мирной Конференции и V Всехристианского Мирного Конгресса Чешский Экуменический Совет Церквей издал на английском языке, а экуменическая секция богословского факультета имени Яна Гуса — на чешском книгу декана и профессора этого факультета пастора д-ра Милана Салайки «Наше время» (из экуменического наследия И. Громадки). Книги хорошо изданы. Чешский оригинал — 83 страницы, с перечнем основных трудов и публикаций д-ра И. Громадки; английский перевод — 64 страницы, также с перечнем трудов. Книга на английском языке имеет суперобложку с фотопортретом д-ра Иосифа Лукла Громадки. Книга суммирует основные взгляды и идеи проф. И. Громадки, которые систематизировал и разработал в десяти главах пастор Милан Салайка.

В первой главе — «Церковь на перепутье» — автор говорит, что проф. Громадка все свои взгляды и убеждения базирует на экклезиологии. Критикуя традиционную Церковь, он стремился найти прочное, настоящее и динамическое основание Общества верующих, членом которого состоять трудно и ответственно. Церковь, по Громадке, есть сообщество Завета, Тело Христово, место действия Духа Святого; она есть communio viaorum, община совершающих совместный путь, тех, которые странствуют по этой земле, живут в этом мире, несут на себе его невзгоды; это община тех, которые Господом избраны, призваны, найдены и идут по этому миру со словом прощения, руководимые Духом правды и справедливости. Убеждением Громадки было то, что Церковь, постоянно идущая вперед, которая чает новых чудес Божиих, никогда не устает. Он говорил, что Церковь, которая пытается удержать прошлое (в негативном смысле) и не ищет своего места в настоящем, духовно слабеет, становится бесплодной, теряет возможность разуметь Евангелие, самое себя и людей. Вот еще одно рассуждение д-ра Громадки о Церкви. Как он считал, одним из основных недостатков современной ему Церкви являлась попытка ее идентифицировать Божие дело и Царство Христово с наличной Церковью, Божию Правду с научными богословскими системами, Его волю — с традиционными моральными измерениями и понятиями, Его небесную власть — с клерикальными и церковными установлениями, Его обращение к человеку — с идеологическим размышлением, Божий цели — с победой видимой Церкви, Божий планы — с земными организационными проектами.

Воспитанный в условиях западной культуры, И. Громадка задается вопросом, чем живет средний христианин в так называемых христианских странах. Церковь и христианская вера, по Громадке, сегодня пришли к изоляции, причину этого он видит в связи христианства в этих христианских странах с менталитетом буржуазии. Он говорит, что основной чертой истинной Церкви Христовой является ее свобода в Боге. Характерной же чертой современных Церквей, — Церквей времени перемен, И. Громадка считал их несвободу. Происходит трагедия, если члены Церкви хотят быть хранителями той или иной изжившей себя политической и социальной системы. В лучшем случае такие христиане в конце концов печально констатируют, что они были «только религиозным дополнением общества, которое было сформировано и жило другими интересами и идеями». И. Громадка утверждает, что если Церкви не поймут этой опасности и не встанут на путь реализма, они впадут в опасность духовного самоубийства.

Новое время разбило попытки скрыть за церковными и религиозными формами материальные и политические интересы Церквей — это сделала революция, она освободила Церкви от давления на них прогнивших государственных систем и позволила Церкви осуществлять присущую ей миссию.

И. Громадка постоянно возвращается к идее реформации: «Ecclcia emper reformanda» — Церковь постоянно созидается, обновляется. Ее созидательная свобода постоянно обновляется в ней постоянным действием Святого Духа. Церковь постоянно в пути, в ожидании новых даров, нового взгляда на события и новой надежды» («Спасите человека. Мир возможен». Заявление президентов ХМК к III BMK. Прага, 1961, с. 19).

Во второй главе — «Кризис христианской идеологии» — И. Громадка понимает христианство не просто как идеологию, которая идентична с культурой, не как совокупность доктрин, а, прежде всего, явление духовного плана, особое и исключительное. И. Громадка убежден, что человек может стать христианином только на основе личной своей встречи с Богом чрез Христа. В течение истории, говорит Громадка, богословие и Церковь оперировали понятиями «христианское общество», «христианская культура», «христианские порядки», «христианские государства», одним словом, «христианская цивилизация». Эти понятия И. Громадка не принимает. Церковь, связанная с государством, это, для него, период церковной несвободы (константинизм — в его терминологии). Конец этого периода наступил с приходом Великого Октября, когда Церковь была деполитизирована.

Третья глава — «Задача духовного обновления». Характерной чертой в исповедании д-ра Громадки является его убеждение, что благодаря вере человек с безграничной радостью и открытостью смотрит в будущее и стремится в него, потому что только Евангелие учит нас разуметь мир и человека в нем со всей ответственностью пред их предназначением и взаимосвязанностью. Отсюда И. Громадка заключает, что христианину необходимо понять, где его место в этом мире и какова сущность революционных социальных и политических, научных и технических перемен, в нем происходящих.

«Христианин смотрит в историю» — так озаглавлена четвертая глава. Д-р Громадка подчеркивает, что христианин живет действием Бога в истории. Откровение Божие, о котором свидетельствуют Ветхий и Новый Завет, есть, по Громадке, отображение этого действия. И. Громадка считает, что Откровение есть фиксация истории Бога и человека. Евангелие формирует историю.

Многие христиане, согласно убеждению д-ра Громадки, живут «неисторически». Они сосредоточивают внимание только на их внутреннем мире, личных вещах и не замечают глубоких перемен, которые происходят в человеческой истории.

Глава пятая — «Разрушение старых социальных порядков и созидание новых». Старые большие монархии пали. Великий Октябрь открыл путь к социальному и культурному развитию многих наций в Европе, Азии и на других континентах. Как утверждает д-р Громадка, тридцатые годы показали, что Запад оказался не в состоянии осуществить гуманное дело нового устройства мира и утверждения международной безопасности. Европейская буржуазия после Версальского договора пришла к идее создания всемирного общества с исключением из него коммунизма, она хотела повернуть социальное развитие вспять и способствовала рождению фашизма. Это привело Европу на край пропасти. В победе Советского Союза над фашизмом И. Громадка видел начало активного вхождения социализма в мировую историю.

Глава шестая — «Социализм как историческая революционная реальность». Октябрьская революция 1917 года, говорит проф. Громадка, была, в сравнении с другими, имевшими место в истории революциями, революцией подлинной, настоящей. Она полностью перестроила социальные, экономические, политические и культурные основы общества и государства.

С этих же позиций И. Громадка рассматривает и понимает исторические революционные события февраля 1948 года в Чехословакии.

В седьмой главе — «Классовая борьба и ее идеологическое выражение» — автор убедительно показывает, что И. Громадка ясно сознавал, что марксистское учение в последние 100 лет внесло в историю необыкновенную динамику и достигло своих целей гораздо быстрее, чем любое другое учение. Христианин, по мнению д-ра Громадки, должен оценивать учение и практику социализма чрез свою веру в Господа Иисуса Христа. И. Громадка говорит, что у Евангелия и веры тех, кто его свидетельствует, разные плоскости с новой идеологией. Но они не исключают друг друга, а дополняют. Подлинный свидетель Евангелия, как убежден проф. Громадка, не может принимать участия в антисоциалистическом походе и не может подрывать или ослаблять темпы построения нового общества.

Восьмая глава — «Рассуждение о человеческом вопросе». Здесь проф. Салайка указывает, что д-р Громадка считал, что в искании ответа на вопрос «человек» христиане научились от марксистов многому новому, полезному, дающему новые импульсы. Д-р Громадка говорил, что марксизм правильно показал, что человека нельзя рассматривать изолированно от общества. Он задавался вопросами: «новый дом построен — какой в нем будет жить человек?», «Чему может научиться от марксиста христианин, живущий своей верой?» И в духе слов Евангелия от Луки 16, 8 д-р Громадка отвечал сам себе: «Социалистические теоретики по-своему указывают на то, что нами в ложной трактовке фальшивого, небиблейского идеализма было обесценено или не понято». И. Громадка убежден, что Евангелие и христианская традиция представляют собой духовное богатство для процесса развития человека.

Девятая глава носит название «Шаг в мир». Здесь автор утверждает, что д-р Громадка всегда считал, что Евангелие перешагивает границы человеческой сущности и объемлет весь объективный и космический мир. То, что произошло на Кресте, соединило небесное и земное и указывает, какие должны быть отношения людей, каким должен быть мир.

Вера, как подчеркивает д-р Громадка, находится в ином духовном измерении, нежели мир и его порядок. Но члены Церкви несут в Церковь влияние этого мира, с его красотой и недостатками. Это приносится ими в храмы, к алтарям. И Церковь несет ответственность за недостатки мира, за человека, живущего в мире. Надо изучать проблемы мира, неустанно думать над ними, утверждает проф. Громадка, смело бороться за лучшую действительность и принимать решения по всем проблемам этого мира, в том числе и по политическим. В главе десятой — «Мотивации принадлежности в борьбе за справедливость и мир» — проф. Салайка говорит, что д-р Громадка всегда старался сделать предельно ясной и однозначной свою точку зрения по вопросам современности, включая все мировые конфликты и освободительные движения. Он не мог примириться с тем, что христиане бывают не чувствительны к требованиям современной истории и, хуже того, очень часто не понимают смысла этой истории или полностью его игнорируют.

До сих пор полностью актуально утверждение проф. Громадки, что работа в пользу мира сегодня является борьбой за создание справедливого международного порядка. «Мы живем в период, когда только при условии наличия крепких социальных, политических, нравственных основ мир может быть действительно сохранен. . Следует ли нам задаваться вопросом, где в этой борьбе стоит христианин?» Этим вопросом профессор Салайка заканчивает свой труд о профессоре д-ре И. Громадке.

В книге дана серьезная оценка миротворческого наследия проф. Громадки, которое базируется на его богословских взглядах и концепциях. Профессор Салайка, на основе анализа более чем двадцати работ и многих журнальных статей д-ра Громадки, убедительно говорит о значении для современных христиан-миротворцев трудов И. Громадки по проблемам христианского миротворчества. Можно разделять или не разделять богословские концепции проф. Громадки, и это вполне естественно для христиан разных конфессий, но нельзя оставаться глухим к призыву его беречь мир всеми доступными христианам силами и для этой святой цели сопрягать свои миротворческие усилия с теми, кто «не имея Закона, — по слову апостола, — по природе законное делают» (Рим. 2, 14). Мир один для всех. Он неделим.

В заключение несколько слов об авторе этой серьезной книги. Профессор д-р Милан Салайка, пастор Чехословацкой Гуситской Церкви, родился в 1928 году. Учился в 1947–1948 годах на философском факультете в университете в Брно, в 1949–1952 годах — на факультете имени Яна Гуса в Праге и после его окончания краткое время работал на том же факультете ассистентом при кафедре систематического богословия. Затем несколько лет был пастором на разных приходах Чехословацкой Гуситской Церкви. В 1970 году он заканчивает работу над своей докторской диссертацией «Поим Циркве в динамице экуме-ницкого христианства» и назначается преподавателем богословского факультета имени Яна Гуса в Праге. Вскоре он был утвержден в должности доцента. В 1973 году становится профессором кафедры церковного права, методологической экклезиологии, экуменизма и ириники (христианское учение о миротворчестве; от греч. εἰρήνη — мир).

С 1965 года д-р Салайка является секретарем Экуменического Совета Церквей Чехословакии. В 1973 году становится главным редактором журнала «Теологическое ревю» («Богословское обозрение» — выходит один раз в два месяца).

В 1976 году проф. Салайка назначается деканом факультета имени Яна Гуса и директором экуменической секции факультета.

Д-р Салайка — автор многих книг, посвященных как специально богословским проблемам, так и проблемам современного экуменизма. Среди его работ назовем следующие: «Человек перед лицом Бога», Прага, 1966; «Послание к Человеку», Прага, 1968; «Экуменические главы», Прага, 1970; «Церковь в экуменическом разговоре», Прага, 1971; «Порядок и право в Церкви» в двух томах: 1–Прага, 1974, 2–Прага, 1975; «Разговоры о духовном труде в Церкви — экклезиологические размышления в экумене», Прага, 1977.

Имя профессора Салайки широко известно в христианской экумене. Будучи большим другом Русской Православной Церкви, он неоднократно посещал нашу страну. Как член Международного секретариата Христианской Мирной Конференции, он участвовал практически во всех больших акциях этого Движения христиан-миротворцев.

Игумен ИОСИФ (Пустоутов), 
представитель Русской Православной Церкви при ХМК в Праге